Даже хмурое небо на полотнах новороссийской художницы Анастасии Волконской выглядит привлекательно. Вроде бы стихия бушует, а всё равно хочется туда.
– Многих поклонников моего творчества привлекают солнечные пейзажи, насыщенные яркими красками, то есть всё, что на позитиве. А мне роднее картины, на которых сверкают молнии, стекают потоки воды. Словом, стихия – это моя стихия! – смеется собеседница. – Ещё люблю писать с натуры руины, всяческие древности меня очень влекут.
Но на её персональной выставке, которая открылась в галерее «Арт-вертикаль», каждый найдет для себя «свою» картину.
Выставка получилась очень разнообразной.
– Все работы свежие, сделаны в течение прошлого года с небольшим хвостиком. Всего на ней 33 картины. И это большое счастье, что многие воспоминания и впечатления от увиденного мне удалось «прикопить» в памяти. Ведь для любого пейзажиста очень важны пленэры, путешествия, новые виды. К сожалению, наступившие ковидные времена к этому не располагают. Весной прошлого года удалось побывать в Крыму. Но не все картины приехали оттуда. Кое-что сделано по воспоминаниям о поездках в Мезмай Апшеронского района, Абхазию, есть и фрагменты окрестностей Новороссийска, – делится художница, – вот две работы у меня стопроцентно крымские. На них – Чуфут-кале, удивительный скальный город.
– То есть коронавирус весомо ударил по творчеству художников?
– Не то слово как! Я не большой любитель натюрмортов, но на выставке представлены и они. Это когда совсем уже засидишься дома, выбираешь себе натуру и работаешь над натюрмортом. Фруктов там негусто, зато есть игрушки: плюшевый медвежонок, куколка. Именно эти работы вызвали особый восторг у посетителей выставки.
– Анастасия Михайловна, слышала, что многие гости с порога интересовались у вас, есть ли на выставке картины с людьми?
– Есть, но только на одной картине – «Затишье» – вы увидите костёр, а вдалеке силуэты двух человек. Сама же выставка называется «Времена года», а это предполагает царство природы во всей её красе.
– Вы известный в городе пастелист, но с этим материалом, знаю, работают немногие городские художники.
– Действительно, не все любят этот материал. Но для меня так лучше ничего и нет. Я не представляю, как можно идти на пленэр с масляными красками. Или акварелью. Я же забираюсь в горы, а как потом донести холсты с маслом – эти два сохнущих «торта» – до дома целыми и невредимыми? Или акварель, которая тоже требует определенных условий, порой несовместимых с походными? Делая за один пленэр шесть этюдов сухой пастелью, я спокойно кладу листочки в файл. Работы отлично сохраняются в этой упаковке. Главное, не забыть влажные салфетки, чтобы себя обтереть и не пугать своим видом прохожих на обратном пути.
Эта техника – нечто среднее между графикой и живописью, надо чувствовать, где сделать линию потоньше, где плотнее слой уложить. Мне очень комфортно в этом материале, хотя никто меня именно этой технике особо не учил.
– Как потом хранить такие работы?
– Под стеклом в паспарту они отлично сохраняются, но могут долго пролежать в тех же файликах.
– Как вы выбираете на природе нужный для картины ракурс? Сердце начинает сильнее биться, или внутренний голос подсказывает, где конкретно надо остановиться и запечатлеть момент?
– Вот это вообще процесс непредсказуемый и не поддающийся никакому анализу! Бывает, выглянешь ночью в окно, зарисуешь вид в памяти, садишься за работу, и утром – готова картина. А можно неделю в трудах, исканиях и метаниях провести, чтобы воспроизвести увиденное. Это зависит от внутреннего состояния. Бывает вообще такое, что работа просто не идёт.
– И что тогда делаете? Рвёте на клочки?
– Бывает, что и рву! Есть ещё у меня на шкафу так называемое «кладбище неудачных картин». Иногда достаю какую-нибудь, начинаю смотреть свежим взглядом, дорабатываю, перерабатываю, и получается отлично! Кстати, глазу зрителя эти мои творческие искания незаметны. Люди могут похвалить и картину, которая родилась мгновенно, и ту, что появлялась в муках.
Вообще я заметила, что в моих работах каждый человек находит что-то своё. Кому-то чудится леший в переплетённых ветвях дерева, кто-то видит сквозь эти ветки спасительный луч надежды.
– А для вас лично что значат ваши картины?
– Для меня работа над пейзажами – это общение с Богом, это сродни молитве, во время которой ты можешь общаться с небесами.
– Анастасия Михайловна, какая это по счету персональная выставка?
– Восьмая. Раньше выставляла свои работы каждый год. Но последние три года не выставлялась.
– Как вы считаете, для художников сегодня настали совсем трудные времена?
– Я бы так не сказала. Именно потому, что люди сейчас не имеют возможности часто путешествовать, хорошо продаются пейзажи. Многим хочется взять частичку природы в дом.
– Насколько мне известно, вы еще обучаете творчеству детей. Что дают такие занятия?
– В моей художественной студии «Крылья» занимаются не только дети, но и взрослые. Когда передаёшь своё мастерство другим, делишься секретами – и сама получаешь импульс вдохновения. Когда я учу малышей держать кисть, вспоминаю себя. Мне было четыре года, когда рисование стало моим любимым делом. Я была очень активным ребёнком, но альбомом и красками меня можно было надолго нейтрализовать.
Мнение эксперта
Основатель галереи «Арт-вертикаль» Надежда Едалина:
– Считаю, что выставка члена Союза художников России Анастасии Волконской очень вовремя проведена. Растущему художнику – а творческий рост Анастасии очень заметен – выставки нужны как воздух. В некоторых ее работах я разглядела ускользающие моменты детства, это когда образы возникают словно из ниоткуда, но они – из прошлого, это вещи, написанные по памяти. И это очень ценно! Ещё один важный момент – на картинах Волконской вместо конкретного времени года есть переходы: от весны – к лету, от лета – к осени и так далее. И эта пограничность – такая мягкая и фактурная, что поражаешься, как автору удалось это всё передать.
Работы художницы – удивительные, выставку невозможно вот так сразу осмотреть и осмыслить, хочется вернуться ещё, поразмышлять. Лично мне понравилась картина «Холодный вечер». Ты стоишь и ощущаешь холод. Невероятно!
Приходите на выставку! Вам будет интересно, вы сможете найти там что-то для себя. Она находится в здании гортеатра, ул. Советов, 53. (0+). Вход бесплатный. Выставка продлится до 20 февраля этого года.