Сброшен с обрыва последний немец!
«9 октября 1943 года с таманского обрыва был сброшен последний немец, и Кубань обрела дорогую свободу, возможность зализывать раны и снова стать житницей Родины», – ликовали авторы передовицы в газете «Новороссийский рабочий» за 9 октября 1945 года.
В статье были очерчены задачи на новую пятилетку. Нужно было скорее возвращаться в мирную жизнь, обеспечить измотанный военными лишениями народ товарами. Крайлегпром наметил построить обувную фабрику в Ейске, галантерейную в Краснодаре, Крайместпром – завод металлической посуды в Краснодаре. Крайпищепром запланировал восстановить 35 мельниц, выстроить два рисозавода, сорок зерноскладов, новые цеха по варке варенья, производству соков. В Апшеронском районе должны были запустить мебельную фабрику. Остро требовалось жильё, наметили, что жилплощадь в городах должна вырасти на одну треть. Например, в Краснодаре приступали к строительству шести трёхэтажек по 24 квартиры, а в Новороссийске – 12 таких домов.
Даешь цемент! Порт – восстановим!
Цемент и другие материалы требовала вся страна. Они же были нужны для строительства в районе Новороссийска мощного водопровода, который снабжал бы водой и сам наш город, и Анапу со станицами Варениковской, Верхне-Баканской и Нижне-Баканской. Край также рассматривал перспективы использования естественных газов, и уже велись работы по организации снабжения газом из-под Анапы новороссийской электростанции и цементных заводов.
Огромный фронт работ развернулся на восстановлении новороссийского порта и СРЗ. Тогдашний директор порта Петр Васев делился планами четвёртой пятилетки с читателями «Новороссийского рабочего»: к 1950 году порт будет занимать территорию на 18 гектаров больше, чем до войны. А его пропускная способность вырастет в 16 раз по сравнению с 1945 годом и почти вдвое по сравнению с довоенными мощностями. Помимо этого порт приступает к строительству детсадов и яслей в городе и на Стандарте, возведению больницы по ул. Сакко и Ванцетти.
Поднимать из руин наши цемзаводы стекались рабочие руки со всего края. Работали, не щадя молодых сил, давая фантастические нормы выработки, придумывая, как ускорить производственный процесс.
– Мы рады и горды, что восстанавливаем самый большой в Советском Союзе цементный завод «Пролетарий», – приводит газета слова К. Стусьевой, бригадира комсомольско-молодежной бригады штукатуров треста «Новоросцемстрой», собранной из съехавшихся из кубанских станиц девушек.
Штукатуры столкнулись с тем, что лёгкий в работе, быстро схватывающийся туф потом даёт на штукатурке трещины, и приходится перетирать стены и потолки по два, а то и три раза. Девушки подумали и обратились к руководству с предложением заменить туф песком. В песок же стали добавлять ещё и немного шляма. Производительность работ выросла сразу в полтора раза.
В восстановлении цемзаводов принимали участие и работники других городских предприятий, ИТР выходили в свой выходной на субботники по расчистке площадок.
Никаких перекуров!
Волна производственного энтузиазма прокатилась по разным предприятиям. Токарь вагоноремонтного пункта Бурлуцкий решил стать на стахановскую вахту к 28-й годовщине Октябрьской революции. 16 октября, хорошо наладив свой станок, он приступил к обточке бандажей колёсных пар. По норме в день полагалось обточить четыре бандажа, а он к обеду уже обточил пять и к концу смены ещё столько же. Другой токарь, Нечепуренко, не хотел отставать от товарища и сделал в тот же день 130% выработки.
Не тратили время на перекуры и портовики. Ночью 15 октября на восточный участок подали грузовые вагоны. На вахте был старый кадровик – Форман Акопьян. Он грамотно расставил людей на погрузке. Крановщица Пономарева за шесть часов выгрузила 360 тонн, намного перекрыв суточную норму.
Нехватку подвижного состава рабочие старались перекрыть ударными темпами разгрузки. Той же ночью 15 октября на станцию в адрес элеватора прибыли три вагона с зерном. Чтобы срочно освободить вагоны, работникам элеватора вызвалась помочь комсомольско-молодёжная смена станции, подключились весовщики, технические конторщики, информаторы. К утру вагоны были разгружены полностью.
Помимо выпуска цемента в городе налаживалось производство стройматериалов из отходов, позволившее людям быстро возводить свои жилища взамен разрушенных бомбёжками и арт-обстрелами. На шиферном заводе «Коммунар» приступили к формовке асбошлаковых кирпичей. СМУ-1 заказало 21 тысячу таких кирпичей, стройматериал также отпускался для строительства жилищ демобилизованным и работникам завода.
Кубань – Новороссийску. Новороссийск — Кубани
Новороссийцы восстанавливали не только свой город. 64 миллиона пудов зерна обязались дать государству казаки Кубани в первый победный год. Хлеборобам помогли предприятия Новороссийска, взяв шефство над машинно-тракторными станциями перед севом, во время уборки и вывоза урожая. Директор одного из хозяйств, Соколов, сообщал «Новороссийскому рабочему», что на хлебовывозе в их районе работали четыре автомашины новороссийского порта. За 30 дней они вывезли 1734 тонны зерна. Шофёры Лесовой, Калустян, Подборский, Реут трудились, не считаясь с ночным временем.
Превозмочь усталость и тяготы напряжённых трудовых смен новороссийцам помогали амбассадоры культуры из краевой столицы. Вот что рассказал газете худрук краевого театра музкомедии Зеленин: «К гастролям в Новороссийске мы имели уже пять готовых спектаклей. 26 сентября в клубе им. Сталина показали «Баядерку» – при полном зале. На восьми спектаклях побывали 6193 человека». Творческие бригады театра также выезжали с концертами на заводы и стройки в обеденные перерывы и после работы.
Марина РЫБКИНА.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников городского управления архива.