Это значит, что жизни почти тысячи людей спасены!  Думаю, что мало кто из новороссийцев может гордиться такими ошеломляющими итогами работы за год, как наши врачи.

Так получилось, что мы договорились об актуальном интервью с заведующим отделением рентгенэндоваскулярных методов диагностики и хирургии первой городской больницы Георгием Кореловым во вторник, на прошлой неделе. И в этот же день, утром, моего папу увезли на «Скорой» в первую горбольницу: сердечный приступ. Состояния, когда твой родной человек находится в больнице и неизвестно, что с ним, не пожелаешь никому: все валится из рук, тревога нарастает, как быть? Ты мечешься и нервничаешь и ничем не можешь помочь.

«Успокойся! У нас хорошие врачи» — так я внушала сама себе. И понятно, что большинство вопросов Георгию Ираклиевичу при нашей встрече было связано именно с тем, как распознать сердечную боль и что ждет тех пациентов, которые поступают в наш Региональный Сосудистый центр.

— Если есть показания к коронарографии,  а это — исследование артерий  и сосудов, питающих сердце, то мы проводим эту манипуляцию, во время которой как правило обнаруживаем «забитые» сосуды. Они-то и не дают крови полноценно добраться до сердца и питать его, как положено. Видя эти сосуды, которые уже «забиты» атеросклеротическими «бляшками», мы делаем операцию – ставим стент и расширяем таким образом артерию. Делать это надо своевременно, поскольку дефицит кровотока ведет к отмиранию тканей миокрада, а это процесс необратимый.

Чтобы было понятно, склерозированная артерия напоминает песочные часы. И в середине узкое отверстие постоянно сужается, что может привести к самым печальным последствиям. Или еще пример: замотайте палец туго-туго ниткой и уже через 5 минут почувствуете, как он немеет, увидите, что он посинел, потому что нет кровоснабжения. Так и с сердцем.

— Георгий Ираклиевич, получается, что человек внезапно чувствует боль, а до этого, его, как правило, ничего не беспокоит?

— В большинстве случаев жалобы бывают: это одышка, тяжесть в груди, затруднения при физической нагрузке, остановка при подъеме в горку, — так человеческое сердце дает сигналы своему хозяину о неполадках в организме. Развивается ишемическая болезнь сердца, и, если не заниматься своим здоровьем, тревожные симптомы будут нарастать.

— Как четко определить, что проблема именно с сердцем?

— Пациенты довольно часто не могут понять, что конкретно их беспокоит. А ведь затянуть момент, когда человеку требуется врачебная помощь, в случае с кардиологическими больными – действительно смерти подобно, — уверяет доктор. – Был у нас случай, когда мужчину больше двух суток мучила жуткая изжога, и он терпел, потому что считал свое недомогание пустяковым, из серии «само пройдет», пил препараты от изжоги и ждал. Хорошо, что все-таки обратился в больницу, ведь как оказалось, это был инфаркт. Мы сделали пациенту коронарографию, стентирование и спасли жизнь.

Что касается сердечной боли, то нередко бывает и «ложная тревога». Например, в области грудной клетки человек ощущает тяжесть, это могут провоцировать грыжи грудного отдела позвоночника.

Как правило, пациенты описывают сердечную боль, как «кинжальную», рассказывая нам, что ощущают клинок в груди. Еще говорят, что в груди все «печет» и «горит огнем» или на грудь словно «гирю положили».

— Всем ли нужна коронарография?

— Однозначно не всем. К нам направляют пациентов либо кардиологи, либо они поступают по «Скорой помощи». Коронарография – это исследование непростое, и если оно проводится, для этого нужны серьезные показания. Пациент во время этой процедуры находится в сознании, потому что он должен сообщать нам о своем состоянии. В организм человека вводится рентген-контрастное вещество, которое и показывает реальную картину состояния артерий.

— В последнее время число кардио-больных выросло?

— И значительно! За пять лет объем исследований возрос в три раза.

— Георгий Ираклиевич, с чем вы это связываете? Сердечников стало больше?

— Однозначно. Очень помолодели инфаркты. Раньше в 30-35 лет инфаркты у людей были крайне редко. А сейчас таких случаев все больше. И конечно, ощущаешь гордость, что человеку усилиями врачей даровано прожить еще большую часть его жизненного пути.

А еще одна причина увеличения числа пациентов – это та популярность, которую приобретает наша команда первой горбольницы и Регионального Сосудистого центра. Мы обеспечены современным оборудованием – ангиографами, вооружены знаниями, наработан колоссальный опыт. Новороссийцам и пациентам из близлежащих городов не надо ехать в краевую столицу, квалифицированную и своевременную помощь можно получить здесь. И бесплатно: мы работаем по полисам ОМС.

— Сколько операций вы делаете в сутки?

— По -разному, день на день не приходится, но был у нас и своеобразный рекорд, когда за сутки выполнили 12 вмешательств.

— Каковы причины сердечно-сосудистых заболеваний?

— Стрессы, образ жизни, запущенные болезни. Знаю не понаслышке, что многие люди игнорируют диспансеризацию. А ведь своевременно узнав о проблемах, человек мог предотвратить серьезные последствия. Тот же атеросклероз развивается не за день-два, есть лекарственные препараты, рекомендации по здоровому образу жизни, ежегодные обследования. Не стоит этим пренебрегать. Когда мы выписываем пациентов, то тоже даем людям строгую инструкцию, какие таблетки пить, что делать можно, что -нельзя. А когда человек это не выполняет, получается, он перечеркивает и нашу работу, и свою жизнь. Я не говорю о том, что люди, которые к нам попадают, не следили за здоровьем, есть ведь и наследственные факторы, и многие другие. Но прошу не забывать и об элементарных вещах.

— Георгий Ираклиевич, говорят, что коронавирус дает серьезнейшие осложнения на сердце. Это так?

— Я бы сказал, что коронавирус больше провоцирует инсульты. Во время болезни у пациентов наблюдается сгущение крови, отсюда и инсульт.

— С какими случаями вам приходилось сталкиваться в своей практике?

— У нас был пациент 70 лет с аномальным развитием коронарных артерий. Это мы обнаружили во время исследования-коронарографии. Достаточно редкий случай развития коронарных артерий. В норме сердце кровоснабжают две артерии, а у пациента была одна, которая потом разделялась. 

— Чем вы и ваши коллеги особенно гордитесь?

— Тем, что мы спасаем жизни людей и дарим им совершенно иное качество жизни. Ведь что значит, например, для одинокого пожилого человека самому обслуживать себя? Тому же сердечнику иной раз за хлебом выйти проблема. Он остановится 10 раз по пути, держась за грудь, будет восстанавливать дыхание.  А после наших операций проживет без этих проблем еще много лет.

P.S. Уже на следующий день после нашего общения моего папу успешно прооперировали. Коронарография показала сужение одной из артерий на 96%. Был установлен стент, скоро выписка.

Спасибо врачам!

Фото: архив «НР»