За работой на Малой Земле следили из Москвы
Многие новороссийцы переживают из-за того, что отваливаются плиты с фасада памятника. Несколько последних месяцев по этой причине музей обнесен сигнальной лентой. Владелец этого объекта – Министерство культуры Краснодарского края – выделил деньги на комплексное обследование памятника-ансамбля, которому в 2022 году исполнится 40 лет. Корреспондент «Новороссийского рабочего» разыскала непосредственную участницу строительства этого грандиозного мемориального комплекса, которая вспомнила удивительные и малоизвестные факты.
Галине Гуровой 76 лет, она профессор, кандидат технических наук, член государственной комиссии по расследованию причин аварий. В 80-х она трудилась в московском НИИ бетона и железобетона им. А.А. Гвоздева. Ее институт, а также ее коллеги из Института строительства им. В.А. Кучеренко и НИИ оснований и подземных сооружений имени Н.М. Герсеванова принимали непосредственное участие в возведении памятника-ансамбля на Малой Земле. Гурова несколько раз была в командировке в Новороссийске, осуществляя надзор за качеством сварки металлоконструкций.
– Наш институт отвечал за качество бетона и арматуры, – рассказывает Галина Германовна. – Сами понимаете, что для строительства такого объекта применяется бетон особой прочности. Но особо пристальное внимание было к металлоконструкции, которая должна была держать на себе все грандиозное многотонное сооружение.
Именно сотрудники НИИ бетона и железобетона спроектировали основание каркаса, несущие арматурные конструкции. Металлические стержни соединялись с помощью сверхпрочной ванной сварки. Ее выполняли квалифицированные сварщики, которых мы привезли из Обнинска. Впервые в Новороссийске было применено научное сопровождение строительства объекта из Москвы, наш сотрудник находился здесь в течение всего срока возведения мемориала. Все понимали, что в Новороссийске возводится мемориальный комплекс в честь героических малоземельцев, в числе которых был генсек Леонид Брежнев. Тут нельзя было сплоховать.
Галина Гурова в 1982 году трудилась младшим научным сотрудником сектора сварки лаборатории арматуры НИИ бетона и железобетона. Она и ее коллеги-ученые изобретали новые для строительства технологии.
– Мы занимались разработкой арматурных сталей, технологий сварки и контролем качества сварных соединений, работали в связке с учеными МГТУ им. Н.Э. Баумана, который окончила я. Именно наша лаборатория стала автором уникальной сварки, которая использовалась при строительстве Чебоксарской гидростанции, на атомных станциях Ровенской, Курской, Смоленской, ну и на строительстве мемориала в Новороссийске, – продолжает собеседница.
Будущему памятнику делали УЗИ
В Новороссийске при возведении памятника-ансамбля была впервые в мире использована новая технология контроля за качеством сварки – ультразвуковая. Ее разработал руководитель сектора сварки лаборатории Александр Фридман, рядом с ним трудились аспирант кафедры сварки МГТУ им Баумана Николай Алешин, м.н.с. Алексей Вощанов, Евгений Комов и наша героиня.
Галина Гурова до сих пор хранит фотографию 1982 года, на которой изображено, как производится этот самый контроль качества на будущем памятнике-ансамбле. Эту фотографию она часто показывает своим студентам, которым до сих пор читает лекции в институте повышения квалификации.
– Я забиралась на строительные леса и работала с прибором на высоте 10-15 метров, – вспоминает Галина Германовна. – В командировку однажды взяла своего сына Сергея. Я его оставила на пляже рядом с мемориалом, препоручила его женщинам, которые там отдыхали. Помню, как с высоты мемориала бросала сверху взгляд на сына, который игрался с камушками. Он мне казался крошечным.
Заглянуть внутрь металла
– ПРИНЦИП работы новой в то время установки такой же, как у современного аппарата УЗИ. С помощью ультразвукового дефектоскопа можно просмотреть каждое соединение, каждый узел, заглянуть внутрь металла. Причем мы должны были проконтролировать буквально каждый стык, – рассказывает Гурова. – Стержни арматуры между собой соединяли с помощью ванной сварки. Сороковой диаметр соединительной конструкции варится довольно продолжительное время. Для ускорения процесса недобросовестные сварщики в зазор могли накидать гайки, обрезки металла. Из-за этого в сварочном шве могли образоваться пустоты и другие дефекты. Нам приходилось стоять у каждого свариваемого стыка, а их было около сотни, чтобы не было брака. За прочность готовой металлической конструкции мы отвечали головой.
А вот один малоизвестный факт, рассказанный Гуровой. Каждый сварщик имел персональное клеймо со своими инициалами. После завершения сварки он клеймил им результат своего труда. Данные о сварщике заносились в протокол ультразвукового контроля. Делалось это для того, чтобы у каждого работника была персональная ответственность. И если ультразвуковой контроль показывал дефект в сваренном узле, бракодел должен был его вырезать и сделать работу заново.
Как повело себя дно моря?
Галина Гурова вспоминает свои командировки в Новороссийск, жила она в гостинице «Черноморская».
– В институте «Новороссгражданпроект» мы собирались не раз и испытывали на прочность нашу сварку, пытаясь разорвать скрепленную ею арматуру, – рассказывает она. – Она была очень прочной!
– Я гарантирую, что мемориал «Малая Земля» построен очень качественно. Разрушается лишь его оболочка под воздействием агрессивной внешней среды. А сама железобетонная конструкция сверхпрочная. Тем ученым, которые будут проводить обследование памятника, хочу сказать следующее: надо проверить подводный грунт, возможна осадка основания мемориала, из-за которой могут пойти трещины в бетоне. Памятник как бы вырастает из галечного дна. Как себя повела за сорок лет прибрежная полоса? Это и нужно узнать.
А госпремию прогуляли
– Я горжусь тем, что приняла участие в строительстве этого объекта, – призналась Галина Гурова. – Это я не устаю повторять своим студентам, аспирантам, начальникам строительных участков, которым преподаю на курсах повышения квалификации. Сейчас пришло время обследовать этот памятник, который находится в тяжелых условиях эксплуатации, отремонтировать его. Ведь это – визитная карточка города, его лицо.
Кстати, после завершения строительства мемориала на Малой Земле ученые поехали по городам мира с лекциями о методе ультразвукового контроля качества сварки. Был выпущен новый ГОСТ 23858. За своевременное изобретение вся научная группа получила государственную премию в размере 10 тысяч рублей.
– Тогда это была сумма, на которую можно было купить машину и дачу. Но мы эти деньги прогуляли. Пошли всей группой в ресторан гостиницы «Космос» рядом с ВДНХ. В те времена туда простому смертному было не попасть. Черная икра, посуда на серебре… Потом, правда, пожалели, что туда пошли, потому что было хоть и пафосно, но невкусно, — заключила рассказ героиня этого материала.