Батарейки, монетки и саморез
Это стало поводом пообщаться с заведующим эндоскопическим отделением горбольницы №1, главным эндоскопистом города Давидом Шагиняном и поговорить с ним не только об этих удивительных случаях, но и вообще о пользе эндоскопии.
– Давид Самвелович, расскажите подробнее о случае с саморезом. Насколько проблематично было его извлечь?
– Очень непросто. Когда к нам в больницу поступил маленький пациент, был сделан рентгеновский снимок, на котором четко просматривался саморез в организме малыша. По снимку казалось, что инородное тело находится в желудке, но на самом деле оно было в двенадцатиперстной кишке, что обнаружилось только в ходе эндоскопической манипуляции.
Саморез располагался очень опасно, в поперечном положении, и мог серьезно поранить внутренние органы ребенка, вызвав кровотечение. С помощью специального приспособления, а в нашей больнице самое новое эндоскопическое оборудование, мне удалось захватить саморез ближе к шляпке, изменить его положение на более безопасное для пациента и только потом аккуратно извлечь. Мои коллеги и родственники мальчика очень обрадовались такому исходу, потому что иначе ребенка ждала полостная операция, и это не лучшим образом сказалось бы на его дальнейшем развитии и здоровье.
– Насколько часто дети глотают опасные предметы?
– У этого явления есть сезонность. Как правило, такие случаи учащаются летом. Много отдыхающих приезжает с детьми, родители на отдыхе не всегда успевают присмотреть за своими чадами. Да ведь это – секундное дело. Дети чаще всего глотают батарейки и монетки. Монетки вытащить проще, а вот батарейки могут дать внутренние ожоги.
– У взрослых таких проблем не бывает?
– Случается. Бывает так, что у человека на УЗИ увидели в кишечнике темное пятно. Опухоль? Возможно. Направляют к нам. И не всегда это оказывается опухолью. Слышали такой термин – «фитобезоар»? Любители полакомиться вяжущей хурмой испытывают шок, когда узнают, что фруктовое содержимое скапливается в их внутренностях эдаким неперевариваемым комом, состоящим из затверделого «фруктового пюре» и шкурки хурмы. К счастью, с помощью эндоскопического вмешательства удается фрагментировать образование и извлечь по кусочкам.
Не забывайте обследоваться
– Давид Самвелович, получается, что эндоскопическое оборудование предназначено не только для диагностики, но и для оперативного вмешательства?
– Так и есть. Во время исследований мы можем видеть полипы, небольшие образования в желудке и кишечнике и очень часто сразу удаляем их. Таким образом, человек и обследование получил, и от проблем избавился. Вот почему очень важно вовремя делать диагностику.
– Сегодня много говорят о необходимости этих исследований. Почему это так важно?
– В организме человека есть болезни, которые долгое время никак не ощущаются и никак себя не проявляют до поры до времени. А вот когда полип в кишечнике из маленького разрастается до определенных размеров и закрывает просвет кишки, у человека наступает кишечная непроходимость, а это – тяжелая операция. Проще выявить крошечный полип во время колоноскопии и удалить.
В человеческом желудке среда агрессивная, и высок риск, что доброкачественные образования перерастут в злокачественные. Поэтому так важно на ранней стадии выявить опухоли. Однако не все пациенты горят желанием обследоваться. Эндоскопия – это не УЗИ, когда тебя погладили по животу датчиком. Это обследование, которое требует серьезной подготовки.
Гастроскопию многие люди до сих по старинке называют «глотанием лампочки и шланга», но медицина сегодня ушла далеко вперед, и технологии позволяют делать высокоточные исследования.
– В каком возрасте надо их начинать?
– Гастроскопию (исследование желудка) – в 30 лет, если до этого ничего не беспокоило, а колоноскопию (исследование кишечника) – в 40 лет. И если ничего не обнаружено, то гастроскопию надо повторять один раз в год, а колоноскопию — каждые пять лет.
– А есть ли у нас возможность сделать видеокапсульное исследование? Когда пациент глотает капсулу, которая, перемещаясь по организму, сама фотографирует внутренности?
– В нашем городе такого оборудования пока нет, но не исключено, что будет. Это исследование имеет ряд плюсов. Но есть и минусы. Капсула, делая фотографии, может находиться в неудачных ракурсах. Если мы во время эндоскопического исследования можем направить спектр света туда, где видим проблему, рассмотреть под иным углом, увеличить или приблизить, то от капсулы получим только фото, выполненное в определенном месте в определенное время. Несомненный плюс работы с капсулой: это менее болезненная процедура. Минус – есть люди, которые не в состоянии ее проглотить: все-таки она по размеру больше, чем стандартная таблетка.
Когда счет идет на минуты
– Какие эндоскопические операции на сегодняшний день самые распространенные?
– Часто у людей, которые имеют проблемы с печенью, кровь медленнее поступает к этому органу, из-за чего возникает портальная гипертензия, возрастает давление в венах пищевода, происходит их расширение, и у пациентов высок риск возникновения кровотечения из этих вен, что может привести к летальному исходу. Энодскопически мы можем нивелировать риск кровотечения в этих венах, сделав операцию по их перевязке. Но! После нашего вмешательства пациенту надо заняться лечением печени, так как проблемы с ней сами по себе не исчезнут.
Очень много операций мы делаем на желчных протоках. Это когда у пациента возникает острая желтуха или острый панкреатит, вызванный закупоркой протоков камнями. Данное состояние сопровождается болями в животе, желтизной кожи и склер. Такие вмешательства – экстренные, и счет в подобных случаях порой идет на минуты.
– Сегодня очень много говорят о том, что кишечник сильно влияет на наш иммунитет. Как, зная это, можно помочь своему организму?
– Утром натощак советую выпивать стакан теплой воды, затем через минут 20-30 приступать к завтраку, который должен быть жиросодержащим: бутерброд с твердым сыром, каша с маслом. Это поспособствует оттоку желчи. Обед может быть любым, если нет хронических заболеваний и не показана определенная диета. А вот ужин должен быть меньшим по объему, чем обед, и содержать белковые продукты: мясо, рыба, яйцо. На ночь тоже необходимо выпить стакан воды для профилактики инфарктов и инсультов (исключить обезвоживание).
– Давид Самвелович, пациенты часто говорят вам спасибо, пишут благодарности в соцсетях. А как вы нашли свое призвание?
– Я с детства мечтал стать врачом. Окончив мединститут в Красноярске, успел поработать в Ачинске, Минусинке, даже в село решился поехать по программе «Земский доктор». Потом понял, что это не мое. Мне хотелось осваивать новые современные технологии, учиться. Это в моем характере: постоянно развиваться, совершенствоваться. В сельской больнице не было такой возможности. И хотя я остро нуждался в жилье, и 1 миллион «подъемных» был бы весьма кстати, я отказался от этих благ.
– Как вы попали в Новороссийск?
– О, это удивительный случай. Не иначе как перст судьбы! – смеется.– Вы не поверите, но мне позвонила мама четверых детей, жительница Новороссийска, женщина, как я понял, очень деятельная. Ее ребенок попал в аварию на велосипеде, и она в поисках хорошего врача позвонила в Москву, в редакцию телепередач о нетрадиционных методах лечения Геннадия Малахова. Так получилось, что девушка-диспетчер, работавшая там, – сибирячка, моя знакомая, дала этой даме мой номер телефона. Я проконсультировал женщину и забыл про ее звонок. А она выполнила все рекомендации и, довольная результатом, позвонила мне с предложением переехать в Новороссийск. Она уверяла меня, что и мне здесь понравится, и городу будет большая польза: врачей тут не хватает. Как ни странно, но женщина оказалась права. Я приехал сюда в отпуск и полюбил этот город.
Здесь я встретил свою судьбу: моя будущая супруга работала хирургической медсестрой в нашем отделении. А сейчас мы ждем прибавления в семье.
– Что бы вы пожелали читателям нашей газеты?
– Ответственно относиться к своему здоровью, не отмахиваться от диагностических процедур и получать положительные эмоции. Позитивный настрой – это большой плюс к хорошему физическому здоровью.