Конференция привлекла участников из многих научных учреждений и университетов страны: Санкт-Петербурга, Москвы, Рязани, Ижевска, Самары, Волгограда, Уфы, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, Краснодара, Ростова-на-Дону, Минска и др.
Корреспондент «Новороссийского рабочего» встретился с ее организаторами – главным научным сотрудником Новороссийского политехнического института доктором физико-математических наук Валерием Шеманиным и доцентом кафедры инженерных дисциплин и управления этого же института, кандидатом физико-математических наук Павлом Чартием.
– Для поддержки и развития научной мысли в стране создан национальный проект «Наука», рассчитанный до 2024 года. По его итогам Россия должна войти в пятерку мировых лидеров по приоритетным направлениям. Прокомментируйте это стремление.
– В некоторых областях мы впереди планеты всей, а по каким-то сильно отстаем. Речь идет о неких осредненных показателях развития науки в стране. Например, у нас сейчас выделяется на науку около 1 процента ВВП на науку от общего расхода бюджетных средств страны. У ведущих мировых стран, таких как США, Япония, Корея, Китай, этот показатель намного выше – от 3 до 3,2 процента.
– В конце 2020 года Указом Президента Российской Федерации, 2021 год объявлен Годом науки и технологий. Думается, что в Москве, Санкт-Петербурге или Новосибирске это как-то ощущалось. А вот как в Новороссийске?
– Запомнилась прошедшая в этом году в Новороссийске выставка научных разработок, где о своих достижениях могли рассказать школьники, учащиеся колледжей, студенты, аспиранты и ученые. Было немало оригинальных и интересных работ. Например, наша лаборатория лазерных исследований представила макет лидарной установки, работающей на трех диапазонах волн лазерного излучения, для контроля аэрозолей. Для наглядности мы использовали обычный лак для волос, сигнал от которого появлялся на компьютере.
– Одна из задач Года науки – привлечь талантливую молодежь в научную сферу. А молодым людям сегодня интересно научное будущее?
– Судя по прошедшей выставке, молодежи есть что показать. А на федеральном и региональном уровне это сейчас еще и стимулируется. К примеру, Валерий Шеманин входит в федеральный реестр федеральных экспертов по физике и оптике. Только в начале ноября он провел экспертизу семи работ аспирантов и молодых ученых на соискание грантов Президента РФ.
– В начале Года науки и технологий говорилось, что каждый из нас сможет по-новому увидеть и оценить развитие научной мысли в России. А помогут этому 75 знаковых федеральных мероприятий. Они как-то коснулись нашего города и региона?
– Из-за ситуации с пандемией ковида многое было проведено в онлайн-формате через общество «Знание». Можно было задать любой вопрос ведущим ученым страны. Таким образом, с научной элитой пообщались и молодые исследователи из Новороссийска и Кубани в целом.
На базе Новороссийского политехнического института создана Школа юного физика. В прошлом году двое ребят из нашей Школы стали победителями заключительного этапа Всероссийской физико-технической олимпиады и получили право внеконкурсного поступления в вузы, где профильным предметом является физика. В итоге они вместе с еще одним призером олимпиады, набравшим 100 баллов на ЕГЭ, стали студентами Московского физико-технического института. Кстати, в последнее время в школах города стали появляться должности заместителя директора по науке, что является показателем отношения к науке.
– Министр науки и высшего образования Валерий Фальков не так давно отметил: «Для нас важно, чтобы о наших достижениях знал весь мир, а молодые и талантливые ученые и научные деятели со всего мира стремились работать в России». А много ли ученых приехало работать на Кубань?
– Наверное, такая статистика есть по стране. Ее любопытно было бы сравнить с аналогичными показателями Японии или Соединенных Штатов Америки. Недавно мне пришлось выступать оппонентом на защите кандидатской диссертации молодого ученого из Сирии, – отметил Валерий Шеманин. – Он прожил в России всего 6-7 лет и защитился на физическом факультете Кубанского госуниверситета. Так что и к нам тянутся таланты из-за рубежа.
Кстати, к работам научных сотрудников нашего института тоже проявляют определенный интерес за рубежом. Если в научных журналах публикуются их работы, то вскоре стоит ждать обращения от коллег из других стран. Особенно забавно выглядят письма из Китая. Наверное, там думают, что их иероглифы должны знать по всему миру. В свое время внимание коллег из США привлекла публикация нашего аспиранта о выбросе паров нефти и их контроле лидарным методом. Запрос приходил даже из-за океана, тема была связана с сохранением нефти при перевозке ее танкерами.
– Стоит ли ждать открытия какого-либо нового научного объекта в районе Новороссийска?
– Один из таких объектов скоро должен появиться в Геленджике. Поводом к этому станет программа создания в нашей стране пятнадцати карбоновых полигонов для контроля выброса климатически активных газов. Он должен быть создан на базе Института океанологии РАН. Мы тоже думали, как оборудовать карбоновый полигон нашими лидарными системами. Сама научная проблема связана с изменением климата. Во многих странах считают, что человек уже так повлиял на биосферу, что результаты его деятельности превзошли выбросы в атмосферу всех вулканов на планете.
– Какая научная работа сейчас ведется вашей лабораторией лазерных исследований?
– Созданная научная группа, в которую вошли два доктора наук, три кандидата наук и три студента, начала работу по теме «Автоматизированная лазерная система для мониторинга и предотвращения угроз в биотехносфере». Работа связана с контролем аэрозольного загрязнения атмосферного пограничного слоя, которое может влиять на жизнедеятельность человека.