Снимал портрет России на мобильник
— За 34 года путешествий я набрал километраж, равный окружности нашей планеты, в 42 тысячи километров, которые я преодолел пешком, на велосипеде, на лыжах, по рекам на лодках. Последняя экспедиция была у меня транспортная – на поездах, — начал свой рассказ Анатолий Александрович, зашедший в редакцию в своем фирменном обмундировании, по которому в нем легко можно опознать путешественника.
На этот раз 68-летний новороссиец провел в железнодорожном вагоне 42 суток, проехав от Новороссийска до Якутска и от Мурманска до Москвы 25 тысяч километров.
Я было кинулась гостя угощать чаем. Оказывается, известный путешественник уже много лет не употребляет ни чай, ни кофе (что покрепче не пил никогда в жизни).
— От чая и кофе отказался, когда понял, что они мешают моему организму. Мой любимый напиток – теплая вода. Ее я пил в поезде, когда мои соседи налегали на чай и кофе. А любимое лакомство – это замоченные в теплой воде сухофрукты – изюм, абрикос и слива, — говорит он.
— Эту грандиозную экспедицию я задумал в честь значимых для меня юбилеев — полвека с момента окончания мною ГПТУ №8 в Кропоткине и участия во Всекубанской комсомольской стройке железнодорожной магистрали на участке Краснодар – Энем – Горячий ключ – Кривенковская — Туапсе, 130-летия начала строительства Транссиба и 105-летия образования города Мурманска, где на этот раз был мой финиш, — продолжает путешественник, демонстрируя мне новенький мобильник, который он приобрел перед поездкой, со слезами распрощавшись со старым кнопочным телефоном.
На новый смартфон Анатолий Цепкало и снимал всю поездку.
— Я поставил себе целью, двигаясь по территории великой России, максимально запечатлеть на телефон все достопримечательности, встречающиеся на моем пути. За 5-10 минут стоянки поезда я успевал осмотреть вокзалы, прилегающие к ним памятные места, мемориальные доски, плиты, братские могилы. Всегда просил полицейского или охранника снять меня на фоне вокзала (селфи я еще делать не умею). Всего я сделал 2000 фотографий. Что меня поразило: как преобразились железнодорожные вокзалы за последние годы. В некоторые заходишь, будто в театр! Кругом чистота, цветы, уют. Пьяниц, бомжей теперь в них нет. Страна свела на нет эту социальную беду.
Много раз заскакивал в последний вагон
— И на поезд ни разу не опоздали?
— Часто заскакивал не в свой вагон. Где-то в Костромской области бежал за удаляющимся поездом. Проводники Евгений и Катя каждый раз меня по-доброму журили за то, что я так рискую. Они, кстати, войдут в мою книгу, которую я стал писать в этой экспедиции.
— Чем вы занимались в дороге?
— Творчеством! Из поездки привез около сорока бардовских стихов, я ведь полвека пою под гитару и 46 лет из них пишу себе песни.
— А соседи вам по вагону не мешали? Вы что, кстати, предпочитаете – купе или плацкарт?
— Предпочитаю плацкарт. Не только из-за экономии средств. А еще и потому, что мне в плацкарте просторнее, свободнее. Всегда старался брать себе верхнюю полку. Потому что именно там у меня появлялась возможность заниматься творчеством. Я отворачивался к стене от путешествующей публики, глазеющей в окно, и писал романтические стихи. Без этого я жить не могу! Это в крови и плоти моей.
К сожалению, алкоголики не попадались
— Соседи нормальные попадались? Дебоширов, алкоголиков не было?
— Попадались все прекрасные люди. И в каждом я увидел индивидуальность, личность – в вахтовом, пенсионере, учительнице. Катя, Валя, Таня… Сколько их сменилось за сто с лишним городов и станций… Каждому я старался уделить внимание, особенно молодежи. Многие из них удивлялись, что я в таком почтенном возрасте путешествую. Даже если бы в вагоне попался алкоголик, я все равно нашел бы с ним общий язык! У меня нет раздражения на людей. Я всех понимаю. А алкоголик – это заблудшая душа, которую нужно лечить. За свои 34 экспедиции я лицезрел не одну такую душу. Я, путешественник, становлюсь примером для таких людей — как нужно жить, своим примером я помогаю другим.
— Признайтесь, тяжело было 42 суток провести на колесах?
— Еще бы! За 42 суток «полета» через всю территории России я преодолел семь часовых поясов, попадал в морозы -7 градусов в Якутии, в снегопад на Кольском полуострове, в туманы, в ливни, а во Владивостоке, наоборот, было больше 20 градусов. Слава богу, организм путешественника привык к таким перепадам. Хотя порой, признаюсь, я себе не находил места. К счастью, мне хватило терпения. Я сравнивал свое движение на поезде с полетом на космическом корабле. Думаю, если я побеседую с космонавтом, мы найдём с ним много общего. Покоя в поезде, признаюсь, не было ни ночью, ни днем. А что делать: нужно было терпеть. Я всю жизнь шел к своей цели – преодолеть расстояние, равное окружности Земли.
— Сколько времени за все путешествие провели на земле?
— Я останавливался в хостелах в шести городах — Нерюнгри, Якутске, Тынде, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Мурманске, где я встречался с представителями прессы и членами местного Русского географического общества, представителями общественных организаций. В каждом из этих городов провел по два дня.
«Конюхов, Конюхов идет!»
— Какая реакция людей была на вас на вокзалах, в поездах?
— Когда узнавали, что я путешественник, просили со мной сфотографироваться, засыпали вопросами. «Конюхов, Конюхов идет!», — пару раз кричали люди, завидев меня на вокзале. Я говорил, что я не Конюхов. Но они все равно уверяли, что я, наверное, человек творческой профессии. Если честно, то старался о себе не рассказывать. Избыточное внимание мне мешало.
— А чем вы питались в поездах? Пирожки хоть успевали купить на вокзалах?
— Редко успевал. Я, Машенька, в основном, питаюсь в путешествиях консервированной продукцией – рыбными консервами, фасолью, тыквенными напитками, халвой, сухофруктами, медом и хлебом. Ну и, конечно, мой любимый кипяточек, который всегда есть в вагонах.
— Чем теперь будете заниматься?
— Буду писать книгу об этом увлекательном путешествии.
P.S. Стоит отметить, что Анатолий Цепкало никогда не искал спонсоров для своих путешествий. Вот и на крайнее (не скажу последнее) он откладывал из своей пенсии в течение целого года. На билеты, хостелы и еду он истратил в общей сложности 70 тысяч рублей.