«Хан Аспарух» мог поднять город на воздух
«В субботу новороссийцы, узнавшие о пожаре на болгарском танкере «Хан Аспарух», задавались вопросом: не результат ли это теракта? И с тревогой вслушивались в сообщения центрального радио и телевидения о ЧП в Цемесской бухте. К счастью, к моменту официальных сообщений опасность взрыва и разлива нефти была уже предотвращена.
Корреспонденты «НР» отслеживали всю ситуацию по спасению танкера и экипажа с помощью капитана порта Владимира Ерыгина.
— 27 октября, в 4.20 утра, от второго причала Шесхариса отошел болгарский танкер «Хан Аспарух», груженый 80 тысячами тонн сырой нефти, — рассказывает Ерыгин.
5.48 утра. Капитан танкера доложил Службе движения судов, что на судне обнаружен очаг пожара в надстройке, и произошел взрыв. Через 4 минуты буксир «Марс» уже шел в район, где судно терпело бедствие. Танкер находился на расстоянии 5,5 мили от мыса Дооб. На помощь «Хану Аспаруху» вышли буксиры «Туман», «Юпитер», «Титан», пограничный катер «Кубань», два буксира КТК-Р, оказавшиеся недалеко от места пожара суда «Сол Тамань» и «Михаил Добров», быстроходный катер службы спасения МЧС «Спортис», взятый в аренду Морской администрацией Новороссийска. Возглавил работу по тушению пожара и предотвращению разлива нефти вышедший на «Капитане Беклемишеве» в район бедствия начальник службы морской безопасности МАПН Лев Тарасов.
7.25. Аварийная бригада специально подготовленных моряков-новороссийцев высажена на «Хан Аспарух». Одновременно с танкера сняты на буксир «Туман» пять пострадавших члена экипажа: трое из них во время взрыва получили травмы разной степени тяжести, двое угорели. Все они были доставлены в больницу моряков. Затем на берег был высажен пострадавший от удушья донкерман танкера, его также отправили в больницу.
10.00. После тушения очагов пожара начались мероприятия по обнаружению оставшихся точек возгорания. Чтобы отсечь грузовые танки от надстройки и не дать огню и горячему воздуху добраться до взрывоопасного груза, решено было залить пеной топливное отделение и один из пустых танков.
11.00. Пламя на судне погашено. Продолжается разведка и поиск тлеющих очагов. К месту аварии доставлены все ЛАРНы – средства для ликвидации аварийного разлива нефти. Но они не понадобились. На судне пострадало от пожара около 12 помещений.
Без перерыва работают целый день все специалисты порта, АСПТР, ЧТН и КТК-Р по ликвидации опасности взрыва и разлива нефти.
28 октября, 21.00. От капитана порта Новороссийск поступило сообщение: спасательная операция по локализации очага пожара на т/х «Хан Аспарух» закончена, судно находится в безопасном состоянии.
21.15. Дано указание диспетчерам АСПТР, КТК-Р, ЧТН, «Флот НМТП» о приведении средств ЛАРН в повседневную готовность, буксирам «Марс», «Туман» — следовать в порт. «Капитану Беклемишеву» следовать в точку №2.
21.35. Об окончании спасательной операции проинформированы: правоохранительные органы, дежурный администрации города, управление ГО и ЧС.
Пока моряки с буксиров и катеров боролись с пожаром, врачи и медсестры больницы моряков оказывали помощь пострадавшим танкеристам. Моторист Батил Батилов с диагнозом «отравление угарным газом, гипертония, сердечные боли» госпитализирован в кардиологическое отделение. Филипп Волчев и Иордан Марков, отравленные газом и продуктами горения, попали в терапию. Стояном Михайловым и Красимиром Кирезовым занялись травматологи, а Ангела Пергелова с ожогом левого глаза уложили во вторую хирургию.
Когда мы проведали пострадавших моряков в больнице, то из их рассказов уже можно было сделать вывод: не только их, но и весь наш город спасло чудо.
— Я проснулся от сильного взрыва. Койка на полметра подскочила вверх, а потом опустилась. Потолок обрушился мне на голову. Вокруг темно, свет погас, дым, дышать нечем. Когда коллега зажег фонарик, мы ужаснулись: ни одной переборки в наших каютах не было – одно огромное пространство, как длинный коридор, а там в дыму и копоти копошились люди! Мы пытались выйти из этого ада, но не знали куда двигаться. Я сразу вспомнил телерепортаж из Америки, когда там был теракт. За 20 лет работы в море я такого не видел, — говорит Стоян Михайлов. У него сотрясение головного мозга и мелкие раны на руках и ногах.
В терапевтическом и кардиологическом отделениях можно было не спрашивать, где лежат болгары, – на весь этаж раздавался их тяжелый, надсадный кашель.
— Наглотались дыма, – сокрушался Батил Батилов, лежа в обнимку с кислородной подушкой.
— Вам уже полегче?
— Да, систему поставили, — показывает на капельницу. – Но дышать тяжело, мешает что-то в груди.
— Вы теперь не бросите плавать?
— Нет. Слава Богу, все обошлось, а говорят, что два раза Бог людей не испытывает. Значит, больше пожаров в жизни не будет, — храбрится Батил.
И только Ангел Пергелов не скрывал своего подавленного настроения:
— Это настоящий шок. Такого стресса, наверное, никто из нас в жизни не испытывал. Знающие люди скажут, что спастись во время пожара на танкере почти невозможно. Причину взрыва мы не знаем. Это, может, капитан скажет. Он у нас – моряк опытный.
Когда верстался номер, стало известно, что причина взрыва и пожара на танкере – неправильная эксплуатация плавсредства.
— Такого не должно было быть в морской практике. Из ряда вон выходящий случай. Скопившиеся газы из грузовых танкеров поднялись в жилые помещения и в помещение управления гидропомповой лебедкой – гидронасосов. Искра от работы электромоторов послужила детонатором для взрыва, — объяснил происшедшее капитан порта Ерыгин. – Виноват капитан танкера. Сейчас судно готовится к отходу из порта. Машина у него в мореходном состоянии. Капитан «Хана Аспаруха» объявил благодарность всем, кто почти двое суток не смыкал глаз. И я благодарю всех работников портофлота, АСПТР, ЧТН, КТК-Р за самоотверженную работу.
Трагедии не произошло. Благодаря слаженной работе всех новороссийских служб порта восемьдесят тысяч тонн нефти не загорелись, и танкер не взлетел на воздух.
Татьяна ПРОКОПЕНКО. «НР» от 31 октября 2001 года.
23 ноября 2024 года, 22-й лунный день
Речь идет о международной организации под интригующим названием «Пять глаз». Вот что удалось узнать.
У тех, кто как следует постарается в начале дня, все сложится хорошо.
По белковой составляющей мясо кролика опережает баранину, свинину, говядину и телятину, а по содержанию жира…
Сегодня перед здравоохранением стоит серьезнейшая проблема - повышение устойчивости микроорганизмов к антимикробным препаратам.
Дом купца первой гильдии Миная Протормаса (по другим данным купца И. П. Протормаса) был построен…