Отрасли нужны новые законы и новые виноградники
В этом году качество и количество нашего винограда волнуют не только самих виноградарей и виноделов. Обсудить проблемы отрасли, послушать тех, кто работает на земле, впервые в край и в Новороссийск 24 сентября приезжала представительная делегация российских сенаторов. Кубанские и новороссийские виноделы и виноградари ждали от высоких гостей помощи и поддержки. Вице-губернатор края Андрей Коробка на совещании в Абрау-Дюрсо, прежде чем озвучить предложения кубанских аграриев, рассказал о положении дел в одной из основных отраслей экономики края.
– Действие нового Закона «О виноградарстве и виноделии в РФ» во многом помогло развитию отрасли, – говорил Андрей Николаевич. – Ежегодно на Кубани мы закладываем 1700 гектаров новых виноградников, собираем около 200 тысяч тонн винограда. По сравнению с временами СССР, урожайность наших виноградников выросла в два раза. В результате проведенной по поручению губернатора Вениамина Кондратьева ревизии виноградопригодных земель у нас появился резерв таких земель площадью 50 тыс. га. Чтобы эта земля работала, необходимо увеличивать ежегодные объемы и темпы закладки виноградников, а это достаточно капиталоемкие мероприятия. Поэтому просим рассмотреть возможность увеличения объема господдержки отрасли виноградарства и прежде всего закладки виноградников, – сказал Андрей Коробка.
Без этого не обойтись. По словам вице-губернатора, после того, как закон вступил в действие, и российским вином может считаться только то, что изготовлено из российского винограда, – спрос на него очень сильно вырос. Если 5 лет назад килограмм ягоды стоил 10-15 рублей, два года назад цена выросла до 30-40 рублей, а сейчас 50-60 и поднимается до сотни за килограмм. И на сегодня кубанские виноградники обеспечивают мощности местных винзаводов только на 70 процентов, 30 процентов сырья придется завозить из-за пределов региона.
– А это повышает себестоимость нашего вина, – говорил вице-губернатор в своем выступлении перед сенаторами, представителями федеральных органов исполнительной власти, ЗСК, экспертами в этой области и виноградарями. – В отсутствие балка мы производим вино качественное, но не в том количестве. В результате доля отечественного вина на полках снизилась с 62 до 50 процентов.
Об этом же говорил и председатель Совета директоров ГК «Абрау-Дюрсо» Павел Титов.
– В условиях критической нехватки винограда нечем его замещать. Нужна тотальная господдержка посадки новых виноградников. У нас не хватает отечественных питомников, а дело это сложное и долгоокупаемое.
В Абрау-Дюрсо шла речь и других изменениях в законодательство, которые необходимы для развития отрасли. Так, кубанские власти предложили внести поправки в законы, которые разрешили бы строительство на сельхозземлях объектов по переработке винограда и реализации винодельческой продукции. Если бы такой запрет был снят, это облегчило бы жизнь производителям, дало толчок к развитию агротуризма.
Кроме того, стало известно, что власти края подготовили письмо в Правительство России по вопросу установления самостоятельного вида разрешенного использования для виноградопригодных земель – «виноградарство». Предлагаемые изменения позволят защитить данные земли от их перевода в категорию участков под застройку. Кроме того, на них нельзя будет выращивать другие сельхозкультуры.
Потери урожая-2021 оцениваются в 20-40 процентов
Пока на самом высоком уровне рассуждали о том, как помочь виноградарям и виноделам, новороссийские большие и маленькие хозяйства работали над тем, чтобы непростой урожай этого сезона сохранить и убрать без потерь. А они, безусловно, будут.
В разгар августовской стихии, сообщал заместитель главы города Виктор Цыбань, в Новороссийске и его окрестностях может погибнуть 20 процентов урожая винограда, а в некоторых хозяйствах – до 40.
Стихия серьезно скорректировала планы по качеству и количеству урожая винограда всем без исключения новороссийским хозяйствам. Сегодня понятно, рассказал начальник отдела сельского хозяйства Николай Плахотин, что процент на некоторых плантациях может быть и гораздо больше.
– Мы сейчас собираем информацию о том, как сильно пострадали винодельческие хозяйства, – рассказывает Николай Геннадьевич. – Ясно, что очень серьезный урон нанесен виноградникам небольших крестьянско-фермерских хозяйств. Крупные предприятия неохотно рассказывают о своих потерях. Где-то они больше, кого-то стихийное бедствие и вовсе обошло стороной виноградники. Тем не менее мы направили в Минсельхоз письмо за подписью главы города с просьбой оказать помощь пострадавшим от августовского наводнения хозяйствам. Ответа пока нет.
– Наш виноград если и пострадал, то совсем незначительно, – рассказал агроном ООО «Абрау-Дюрсо» Юрий Пархоменко. – Уборка идет полным ходом, хотя в этом году по погодным условиям мы начали ее 26 августа, погода серьезно скорректировала наши планы, созревание ягоды затянулось. Обычно мы выходили в поле 7-15 августа. От больших потерь нас спасла горная местность, на которой расположено большинство наших виноградников, здесь хорошая продуваемость. На высоком уровне перенесли натиск стихии такие сорта, как «шардоне», «пино-нуар», «рислинг». Но есть участки, где оказались оголены корни кустов винограда. На этих землях будем виноградники ремонтировать после того, как закончим уборку.
А вот на небольшом участке (25 гектаров) виноградника ООО «Трюфельная долина», рассказал его директор Анатолий Карапетян, уборки винограда не будет вовсе.
– У нас виноградники расположены вдоль реки, – объяснил Анатолий. – Обычно она в ширину 2-3 метра, а в наводнение разлилась на 30. Вода долго стояла, сходила не одну неделю. Сама лоза в удовлетворительном состоянии, а вот виноград пострадал, поэтому мы приняли решение его не убирать. Взяли на себя ответственность спасти лозу и пренебречь урожаем. В этом году, правда, у нас и не планировался урожай в промышленном масштабе.
В поисках выхода
В российских СМИ уже в августе стали появляться прогнозы о том, что потери урожая непременно отразятся на цене российского вина, которое из него изготавливают. Такие утверждения прокомментировал глава Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович: «Если потери будут в пределах 15-20%, то это не значит, что цены подскочат на 15-20%, гораздо меньше. Но насколько – можно будет сказать после завершения уборки, ближе к ноябрю». К тому же он обнадежил: в критичном масштабе природные катаклизмы наблюдались только в Краснодарском крае. Виноградники наших соседей в Крыму и на Ставрополье пострадали в гораздо меньшей степени.