Кроме того, она, по сути, инициировала масштабные реформы в сфере просвещения, предложив разработать новый стандарт школы, взяв за основу лучшие практики проекта Народного фронта «Школа большой страны».

«Вернуть человеческое достоинство» в образование – это яркая метафора назревших перемен, которых уже давно требует все наше общество, в первую очередь учителя и родители учащихся. Другое дело, насколько эти реформы нужны чиновникам, привыкшим управлять системой народного образования с помощью административных розог для несогласных.

Однако сразу замечу, что решительные изменения необходимы не только в образовании. Леса в России горят, прежде всего, потому что в свое время была разгромлена лесная отрасль, города затапливаются ливнями из-за того, что были допущены ошибки в градостроении, а футбол вообще превратился в наш национальный позор. То есть перед новым составом Государственной Думы сама нынешняя реальность поставила длинный ряд сложных проблем, которые избранникам народа придется решать быстро и эффективно.

Нельзя сказать, что в российском образовании положение дел катастрофическое, позитивные перемены есть. Так, последние решения Министерства просвещения о возможности поступления в вузы в результате сдачи профильных экзаменов свидетельствуют о намерении придать отрасли новый толчок для плодотворного и разумного развития. Предложения Елены Шмелёвой, которая возлагает особые надежды на цифровизацию школы, разумеется, носят конструктивный характер, и я не знаю ни одного учителя, который бы их не поддержал.

Действительно, современный учитель почти половину своего рабочего времени тратит на составление всевозможных отчетов и планов, причем некоторые из них носят откровенно анекдотический характер. Так, каждый классный руководитель обязан не только посетить семьи своих учащихся, но и сфотографироваться с ними. А если семья не хочет позировать неизвестному фотографу, мотивируя это опасностью разглашения персональных данных?

Вообще, чиновники считают, что учителя должны запротоколировать и задокументировать каждый свой шаг, каждое проведенное мероприятие. В одной из школ педагогам было даже предложено составить хронометраж своей жизни! Хотя это явное вторжение в их личное пространство.

По моим наблюдениям, учителя отличаются удивительной законопослушностью, а их терпение и работоспособность так и вообще не знают никаких границ! Именно подвижнический подвиг рядовых педагогов, честно исполняющих долг перед детьми и своей совестью, не позволил нашим прежним либерал-реформаторам, бравшим пример с Запада, окончательно погубить отечественную систему образования. Ни введение так называемой Болонской системы, ни внедрение «аббревиатурных» экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) так и не смогли окончательно доконать российскую школу.

Самая большая проблема современной школы – и тут я не соглашусь с Еленой Шмелёвой – это все-таки не гигантский вал отчетности. Большинство документов придумываются на региональном или даже местном уровне. Чтобы справиться с «документотворчеством» мелких чиновников, достаточно одного-единственного грозного окрика даже не Президента, а министра просвещения. Но, увы, в последние несколько лет учителя буквально стонут от так называемых Всероссийских проверочных работ (ВПР), спускаемых как раз нашим родным Министерством. Поскольку эти работы весьма обширны и похожи на настоящий экзамен, их проведение ломает нормальный учебный процесс, а проверка и заполнение соответствующих ведомостей отнимают порой целую неделю! Между прочим, почему-то за эту дополнительную, чрезвычайно интенсивную и ответственную работу никто учителям ни копейки не доплачивает!

Я не согласен с утверждением, что основная проблема современной российской школы в том, что мы плетемся в хвосте глобальной цифровизации. Как раз наоборот: Россия в данном процессе в числе самых передовых стран мира и отстает разве что от Китая, где за населением успешно налажен тотальным контроль. На перемене в любой китайской школе вы увидите, что большинство детей не носятся по коридорам или повторяют материал перед уроком – нет, они сидят, уставившись в свои гаджеты, без которых теперь и шагу ступить не могут.

А главная, с моей точки зрения, проблема школы, которая не позволяет вернуть учителям «человеческое достоинство», в позорно низкой оплате педагогического труда. Чтобы достичь приемлемого уровня зарплаты, нынешние учителя вынуждены брать по две, а то и три ставки, причем зачастую работать им приходится в классах по 40 человек. Я знаю коллег, которые «тянут» классное руководство и 50 учебных часов! При таком положении дел разве можно говорить о полноценном процессе обучения? К этой непомерной нагрузке еще добавляется огромное количество опять же спускаемых сверху мероприятий, смысл которых, по-моему, не ясен даже их организаторам. Кого мы, в конце концов, обманываем? Себя, детей, их родителей, Президента? Впрочем, можно взять одну ставку и получать, как я, например, 15 тысяч рублей, то есть 200 долларов. А что? Вполне себе африканская зарплата.

Без существенного повышения зарплаты педагогам и соответствующего запрета брать больше определенной учебной нагрузки (например, 28 часов) проблемы российской школы решить нельзя, авторитет учителя неуклонно снижается – как и профессиональные качества преподавателей. И здесь традиционные конкурсы и курсы повышения квалификации, которые часто проводят совершенно оторванные от школьной реальности специалисты вузов, не помогут. Нужно строить новые школы, насыщать их современным оборудованием, качественно готовить педагогов, обеспечивать их жильем и давать им приличную зарплату – вот тот минимум действий, который, я считаю, может «вернуть в школу человеческое достоинство».

Наш Президент, безусловно, в курсе проблем системы образования, неспроста он объявил 2023 год «Годом педагога». Вероятно, к этому времени будут подготовлены существенные, а главное, – продуманные реформы, которые в перспективе позволят нашей школе вернуть себе передовые позиции в мире. И, повторю, сейчас некоторые позитивные подвижки происходят. Например, вводится более достойная оплата труда классных руководителей. У нашего народа есть хорошая пословица, которую рискну слегка перефразировать: «На Президента надейся, а сам не плошай».

Виктор ПАХОМОВ, заслуженный учитель России, преподаватель с 40-летним стажем, член Общественной палаты Новороссийска.