Но есть негативный момент: с каждым годом расходы Пенсионного фонда все сильнее превышают доходы. Так, в прошлом году разница между собранными страховыми взносами и выплаченными страховыми пенсиями составила рекордную сумму – 2,5 трлн рублей.

Законопроект, который готовят в министерстве, посвящен добровольным накоплениям на старость. Нас хотят стимулировать думать о будущем.

Пенсионная реформа как ремонт. Ее нельзя закончить, можно лишь приостановить, чтобы потом продолжить. И, похоже, ждать «продолжения» нам осталось недолго. В этом году Минфин должен представить свои предложения по очередным изменениям, которые коснутся всех россиян.

Совершенно секретно

Новую концепцию накопительной части пенсии Минфин должен представить в правительство к 15 декабря 2021 года. Законопроект стоит в «плане законопроектной деятельности» ведомства Антона Силуанова. Но обсуждения на тему новой пенсионной реформы засекречены: запрос kp.ru в пресс-службе Минфина проигнорировали, в Минтруда тоже отказались от комментариев. С чего вдруг такая скрытность?

– С одной стороны, у граждан есть устойчивое ощущение «несправедливости» текущей системы. С другой – они устали от бесконечных пенсионных реформ, – говорит Евгений Якушев, заведующий лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики Высшей школы экономики.

Видимо, поэтому чиновники и не спешат распространяться об изменениях – по крайней мере, до тех пор, пока сами не договорятся о нюансах. Не то «будет, как в прошлый раз».

А в прошлый раз…

А в прошлый раз вышел пшик. В 2019 году Минфин и Центробанк придумали так называемый гарантированный пенсионный план. По нему людям давали возможность копить на пенсию самостоятельно и передавать сбережения по наследству. Нужно было лишь указать, какой процент от зарплаты отчислять на старость.

Как говорят в кулуарах, тот законопроект зарубил тогдашний глава Минтруда Максим Топилин. Что конкретно ему не понравилось, осталось загадкой. Но в итоге проект положили на дальнюю полку. И вот очередной подход к снаряду.

Напомним, накопительную часть пенсии заморозили в конце 2013 года. Под двумя благовидными предлогами. Первый – нужно было разобраться с негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Владельцы некоторых из них увели за границу десятки миллиардов рублей пенсионных накоплений. Второй предлог – бюджет нуждался в дополнительных деньгах, и делиться сотнями миллиардов рублей в год правительство тогда не собиралось.

Прошло восемь лет, но систему так и не разморозили. Хотя обе проблемы успешно решены: Центробанк навел порядок на рынке НПФ, а доходы бюджета даже в пандемию превышают расходы благодаря высокой цене на нефть.

– Система требует полной модернизации, отдельные действия не улучшат ситуацию, – считает Дмитрий Ключник, замгендиректора НПФ «Будущее».

Но что именно нужно делать?

Накопи себе сам

В идеале пенсионная система должна стоять на трех китах. Первый – государственная пенсия, которая дает прожиточный минимум. Второй – корпоративная прибавка, когда компании «копят» на пенсию своим работникам. И третий – личные накопления граждан. В России номинально есть все три элемента, но доля двух последних мизерна.

– В России приоритетной является государственная система обязательного пенсионного страхования. Корпоративные программы (та самая прибавка к пенсии от работодателя, – прим.ред.) реализуют в основном крупные компании, – говорит Евгений Якушев.

– У большинства крупных компаний такие программы реализуются c 1990-2000-х годов, их охват – около 6 млн человек. Средний и малый бизнес практически не охвачен корпоративными пенсиями, – дополняет Дмитрий Ключник.

По мнению экспертов, компании сейчас не заинтересованы давать подобные «пряники» работникам. Чтобы мотивировать персонал, эффективнее выписывать премии по итогам года, а не ждать наступления пенсионного возраста.

Чтобы всем было хорошо

Единственный способ стимулировать и бизнес, и людей откладывать на пенсию – сделать так, чтобы это было выгодно и просто. Сейчас государство дает налоговый вычет в 13% с суммы, вложенной в НПФ. Но мало кому охота связываться с налоговой, чтобы вернуть раз в год пару тысяч рублей.

– По данным Организации экономического сотрудничества и развития, хорошо, когда добровольные системы (личные вложения и «корпоративная» пенсия, – прим.ред.) составляют около 20-30 процентов утраченного дохода каждого гражданина. В сумме с госпенсией (в среднем 15 тысяч рублей) этого вполне хватит для сохранения прежнего уровня жизни, – считает Дмитрий Ключник.

И здесь нужно решить два других вопроса. Во-первых, мало кто готов самостоятельно откладывать что-либо на пенсию, которая будет через 20-30 лет, даже если это выгодно. Ведь полно других вариантов, куда потратить деньги. Во-вторых, система получения тех же налоговых вычетов должна быть максимально простой, а еще лучше – автоматической. Только тогда система оживет.

К примеру, правительство уже пять лет дает налоговые стимулы частным инвесторам на бирже. Но массовой эта история стала, лишь когда банки и брокеры упростили мобильные приложения настолько, что покупать акции стало легче, чем заказывать товары в онлайн-магазине. Примерно такой же должна стать и новая пенсионная реформа. Так что пускай чиновники разрабатывают ее в тишине. Главное, чтобы принимали ее публично и хотя бы поинтересовались мнением будущих пенсионеров. А не как у нас обычно бывает.

Евгений Беляков, kp.ru

Уважаемые читатели! А что вы думаете о планах правительства по реформированию пенсионной системы? Звоните в редакцию по телефону: 61-41-05, пишите на «Ватсап»: 8-900-279-09-37