На интервью к ребятам я пришла в студию на репетицию. Но прикоснуться к их творчеству мне удалось раньше, на этно-пикнике на горе Амзай. Там, в неформальной обстановке, на свежем воздухе, собрались все желающие принять участие в чайной церемонии и, конечно, послушать «космическую» музыку. Смешение звучания традиционных инструментов и новых, необычных, способствовало острому единению человеческой души с природой.
В музыкальной истории коллектива было два периода: 3,5 года ребята играли большим составом из 11 человек и назывались «Пульсар». В нынешнем – их четверо, а название «Jambey» появилось пять лет назад. Как объяснили ребята, джамбей, или джембе, называют африканскую модель барабана. В случае музыкантов в названии происходит символичная игра слов «jam» – музыкальная импровизация, и «bay» – это бухта, то есть «музыкальная бухта».
На вопрос, в каком жанре играет коллектив, музыканты ответили, что относят себя к направлению инди.
Отнюдь, это никак не связано с Индией. Название «инди» происходит от английского independent, что означает «независимая» музыка.
К моему восхищению, выяснилось, что все участники группы – самоучки. Освоили игру на инструментах самостоятельно, а их, к слову, в арсенале коллектива 20.
Например, ханг – это барабан, на котором играют руками. Самый молодой инструмент, известный человечеству. Придумала его швейцарская компания «Пан-Арт» в начале 2000-х годов, и делается он исключительно вручную. Создание «ручного барабана» можно сравнить с архитектурной лепкой, только из стали, поэтому стоит инструмент дорого.
– Любые музыкальные инструменты зародились давным-давно, необязательно этнические, как у нас. Клавиши, ударники и прочие – все имеют свою историю. Что касается ханга, то он только в начале столетия обрел свое тело. Аналогов звука у этого инструмента нет, я влюбился в него и, не раздумывая, купил. Собственно, и музыкантом стал с появлением инструмента, – рассказывает Юрий Артюхин.
В шутку друзья называют друг друга мультиинструменталистами. Например, Илья Ман играет на варгане, барабанах перкуссия и джембе, и еще на деревянной трубе диджериду. Диджериду – древний духовой инструмент австралийских аборигенов.
– Музыке обучился в «гаражной консерватории», – смеется Илья. – Главное, что все мы увлечены и получаем колоссальное удовольствие от процесса, и есть результат.
Алексей Владимиров также владеет многими инструментами: перкуссия, джембе, дарбука (турецкий барабан). Из духовых в арсенале индийская флейта бансури, как правило, изготавливается из бамбука, адыгейская камыль и японская флейта сякухати. От звука последней действительно кажется, что где-то маленькая гейша подносит чай, а сзади крадется ниндзя.
На мой вопрос, как самостоятельно научиться игре на таком количестве инструментов, ребята лишь скромно улыбаются и пожимают плечами.
– Мне нравится, что есть возможность совершенствоваться в своем кругу и осваивать новое. А чтобы хорошо играть, нужно постоянно взаимодействовать со своим инструментом. При любой возможности стараемся как можно чаще репетировать вместе, – делится Вадим Легостаев. Он играет на гитаре и попутно пробует на барабане.
На деле действительно видно, что каждый из музыкантов глубоко погружен и влюблен в музыку.
– У каждого из нас условно есть свой кумир. Потихоньку черпаем информацию из различных источников, например, того же «Ютуба». Хочешь учиться – учись у лучших. Что-то подсматриваем, подслушиваем, перенимаем музыкальные приемы, мелодические ходы. Пытаемся понять их схему действия и пробуем воспроизвести самостоятельно. Большинство существующих ритмов имеет свои названия. Какие-то ритмы вышли из Индии или Африки, именно стиль и построение. А мы их подстраиваем под свои инструменты, – говорит Юрий Артюхин.
У каждого из героев музыка – это не основной род деятельности и заработка. Поэтому из-за разного графика работы для репетиций постоянно приходится подстраиваться друг под друга.
– Если выпадает совместный выходной, обязательно куда-то едем, играем, нужно показывать себя людям. Что касается репетиций, это достаточно сложный процесс, можно сказать, даже скучный. Люди с удовольствием наслаждаются музыкой на концертах, но даже представить себе не могут, какой труд за этим стоит, – откровенничает Илья.
За время творческой деятельности «Jambey» стал достаточно известным в городе. Периодически выступает на набережной, на различных мероприятиях в Абрау-Дюрсо. Также артисты устраивали День музыки на Гудзевой горе, этно-пикники на горе Амзай и даже концерт в карьере Маркотхского хребта.
– Жизнь сама подбрасывает мероприятия, наше творчество как экзотика. Приглашают на открытия различных кафе, выступали на презентации новой модели автомобиля «Лексус» в «Хилтоне». Амзай – это наша инициатива, проект придумал Илья. А однажды даже играли в троллейбусе на задней площадке. Устроили перформанс в честь дня рождения депо и катались по всему городу, – продолжает Юра.
Ребята признались, что в ближайшее время планируют выпустить собственный музыкальный альбом, ведь материала за многие годы творчества собралось немало.