Недавно Министерство образования и науки предложило к общественному обсуждению проект поправок в правила приема в вузы на 2022/2023 учебный год, разрешающий учитывать наиболее высокие баллы – по результатам ЕГЭ, общеобразовательного вступительного экзамена или централизованного тестирования. Такая подготовка к постепенному отказу от единого экзамена вызвала отклик у многих российских педагогов. Комментарий «Не наломать бы дров» заслуженного учителя России Виктора Пахомова «Литературная газета» разместила на своих страницах.
«Главной целью введения ЕГЭ, безусловно, была борьба с коррупцией. За долгие годы существования новой формы экзаменов эта цель была постепенно достигнута: добившиеся высоких баллов выпускники получили возможность поступать в лучшие вузы страны. Однако борцы с коррупцией, затевавшие и проводившие масштабную реформу, кажется, не просчитали всех её последствий.
Введение ЕГЭ переформатировало весь учебный процесс, превратив его в подготовку к «сражению за баллы». Мало того, именно по результатам ЕГЭ повсеместно стали выстраиваться рейтинги средних учебных заведений. Я много раз слышал грозно-пафосные речи директрис школ, метавших громы и молнии на головы учителей, не подготовивших так называемых стобалльников. Между прочим, из-за подобных требований многие учителя вообще предпочли уйти из школы и заняться репетиторством.
Кроме того, по результатам ЕГЭ абитуриенты очень часто поступали не в тот вуз, о котором они мечтали, а в тот, куда для зачисления им элементарно хватало набранных баллов. Согласитесь, право подавать документы сразу в несколько высших учебных заведений свидетельствует о неопределённости выбранного абитуриентом профессионального пути. В этом плане решение Минобрнауки об альтернативной форме экзаменов можно только приветствовать.
Теперь главное – снова не наломать дров. Думаю, систему ЕГЭ на первых порах следует оставить в нынешнем виде, поскольку за время своего существования она достигла некоего совершенства. Выпускники должны получить возможность сдавать 2–4 экзамена, из них только один (русский язык) – в обязательном порядке. Затем с полученными баллами они подают документы в высшее учебное заведение и проходят профильные испытания (каждый вуз назначает их самостоятельно). Это обеспечит качественный отбор будущих специалистов, сделавших осознанный выбор в пользу той или иной профессии. При этом какие-то вузы смогут осуществлять приём только по результатам ЕГЭ.
Вы спросите: а не расцветёт ли снова махровым цветом коррупция при поступлении в высшие учебные заведения? Отвечу: это проблема правоохранительных органов! При нынешних технологиях (системы наблюдения, аудиозапись и т.д.) вполне возможно загнать её в такое глубокое подполье, откуда она перестанет оказывать сколь-нибудь значимое влияние».