С руководителем новороссийского отряда Алексеем Одеровым корреспондент «НР» буквально по часам восстановила хронологию выездов.
12 августа, день
— Боевая готовность у нас была с момента объявления ЧС, то есть с 12 августа 45 спасателей были готовы в течение часа прибыть на место событий. Катастрофа началась с Южной Озереевки, в ночь на 13 августа там стало топить дворы. Мы выезжали на место, чистили ливневки, успокаивали людей, — рассказывает Алексей Викторович.
15 августа, 15.00
— Основная работа привалила днем в воскресенье – коряга перекрыла ливневый коллектор на хуторе Ленинский путь, вода вышла на автодорогу. С помощью автокрана и экскаватора чистили коллектор для беспрепятственного прохода воды. Затем там же стало топить дома, мои ребята пытались помочь – откачивали воду из дворов.
Следом «выстрелил» Горный. Там резко поднялся уровень воды в реке, люди волновались, звонили, что их начинает затапливать. Дело до эвакуации, слава богу, не дошло. Мы просто следили за ситуацией вплоть до глубокой ночи, если бы она усугубилась, пришлось бы людей эвакуировать.
15 августа, 18.00
Начало топить Борисовку. 18.30 — звонки из Глебовского. Затем — Марушкин хутор. Спасатели работали в этих населенных пунктах с тяжелой техникой – тракторами, экскаваторами в районе мостов, их задачей было очистить проходы для воды от скопления деревьев и веток.
15 августа, 23.00
— Когда в Новороссийске начался залповый ливень, на дежурных спасательной службы обрушился шквал звонков. Уже позже, после всех событий той ночи, мы пытались подсчитать, сколько же просьб о помощи было. Больше 400.
Итак, нашей помощи ждали теперь и в Мысхако. Ближе к полуночи там стало топить переулок Ленина. У людей началась паника. Наши спасатели бросились туда. Из одного дома эвакуировали троих человек, в доме уже стояла вода. Людей отвезли к их родственникам.
15 августа, 23.30
— Поступила информация, что в Мысхако, в районе памятника «Взрыв», размыло дорогу. Жители села не могут попасть домой, а наши спасатели не могут добраться к людям, нуждающимся в помощи. В этот момент я с другими спасателями находился в городе, мы чистили коллекторы в районе улиц Луначарского и Московской. Я решил проехать в Мысхако из Широкой Балки. Нужно было спешить: в некоторых домах вода в доме была на отметке 40-50 см от земли. До пункта назначения я так и не доехал. Остановился в районе СНТ «Наука», где уровень воды уже достигал одного метра. Пришлось повернуть обратно.
16 августа, 00.00
— Дождь усиливался, ближе к 24.00 он лил с такой силой, что улицы города превратились в бурные реки. Мои ребята вместе с пожарными все же добрались до дома №7а по улице Соловьиной в Мысхако. Там они эвакуировали из затопленного дома двоих детей и пятерых взрослых. В шоке были и те, и другие. Среди спасенных находились приезжие из других городов. Они никак не ожидали попасть в такую передрягу на отдыхе. Людей мы, слава богу, спасли, а вот автомобиль их утонул.
16 августа, 00.20
— На улице Дзержинского, 21, тоже была чрезвычайная ситуация: в доме, где находилась семья из семи человек, заклинило дверь. Наш спасатель прибыл на место, вскрыл дверь, прочистил ливневку. Вода сошла. Еще бы час промедления — и могло бы случиться несчастье.
Не обошлось в эту ночь и без чудачеств. Одну женщину, рассчитывающую в районе «Южного пассажа» подойти ближе к затопленному автомобилю, чтобы его сфотографировать, засосало в ливневой коллектор, протянуло 200 метров под землей и выбросило потоком в районе Южных прудов. Это произошло так быстро, что, скорее всего, она даже и не успела испугаться.
— Судя по выложенным в Интернет фотографиям, в Новороссийске немало любителей снять фото, рискуя жизнью, — с горечью отмечает Алексей Одеров. – Но одно дело снимать с 9-го этажа из своей квартиры. Другое – добровольно идти в самый центр водоворота. Это самая настоящая глупость, отсутствие инстинкта самосохранения. В залповый ливень напор воды настолько мощный, что человека может просто размолотить тем мусором, что несет с водой.
А всем любителям поплавать по улицам города для смешного видео, которое потом можно выложить в сеть, хочу сказать следующее: поставьте прививку от столбняка! – говорит спасатель.
16 августа, 3.00
— Когда дождь начинал утихать, мы с моими ребятами на ЗИЛе, пожарные и работники «Спецавхозяйства» на двух КамАЗах повышенной проходимости объезжали село Мысхако, чтобы прийти на помощь людям, убрать заторы с дорог. Скажу вам честно, даже мне было жутко. Вода на улицах стояла в районе метра.
На другой день мы приступили к ликвидации последствий стихии, чем и занимаемся по сей день: откачиваем воду со дворов, из подвалов, помогаем малоимущим, старикам и одиноким женщинам в расчистке завалов. Много работы по расчистке русел рек от упавших больших деревьев в Южной Озереевке, в Васильевке.
Слава богу, что этот удар стихии обошелся без жертв и трупов. Да, среди спасателей есть простывшие. Но непобежденные.
— Вот вы спросили меня, во сколько я в итоге лег спать? С 15 на 16 августа я не спал совсем. С 16 на 17 поспал два часа в машине. С 17 на 18 поспал 4,5 часа, — подсчитал Алексей Одеров.
Стоит ли говорить, что спасатели, принимавшие участие в ликвидации последствий стихии, будут представлены к наградам за спасение погибавших, за то, что рисковали жизнью и здоровьем, что на своих руках и спинах перетаскивали людей из их затопленных жилищ. Вот имена тех героев, наших земляков, которые были на передовой борьбы со стихией: Иван Серомолот, Элвис Ниязов, Руслан Паскаль, Антон Дроганов, Юрий Салмин. Мы гордимся вами, мальчики! Низкий вам поклон.
— Хотя героев куда больше, — на прощание заметил Одеров. – Диспетчеры Валерия Пекшева и Ольга Иванова, дежурившие в ту ночь на телефоне, принявшие 400 звонков и оказывавшие напуганным людям психологическую помощь, я уверен, тоже совершили подвиг.