Упала в обморок, но не обратилась к врачу

— Мне бы пробежаться по полю, прогуляться своими ногами по набережной… — Оксана Дуля мечтательно смотрит в окно, выходящее на одну из самых шумных улиц района Стандарта – Робеспьера, по которой ежесекундно шныряют большегрузы.

Три последних года женщина прикована к дивану. Ей было 44 года, когда она первый раз упала в обморок на Мефодиевском рынке. Скорая оказала первую помощь, фельдшер порекомендовал обратиться к врачу. Но к нему Оксана не пошла.

— Всю неделю было плохо, страшно болела голова, тошнило, трясло как при простуде, — вспоминает она свои ощущения.

Мать Оксаны настояла на госпитализации дочери. На третий день пребывания в больнице захворавшая проснулась с ощущением, что нет половины тела. Попытала встать – упала. Доктор констатировал правосторонний ишемический инсульт. Один месяц женщина провела в больнице. Домой поехала на такси. Чувствительность тела так и не восстановилась.

Сейчас она инвалид первой группы. Пройти Оксана может разве что три шага, опираясь за стол. И все, дальше она валится на диван. У нее по-прежнему «нет» половины тела.

— Хотя невролог три года назад сказал, что ходить буду, я так и не пошла, — рассказывает женщина, заваливаясь слезами. – А мне не нужна инвалидность, не нужна пенсия, мне бы только встать на ноги!

           Осталась совсем одна

После инвалидизации Оксана Дуля очень скоро, в один год, потеряла любимого мужчину и маму.

— Я же на похороны мамы так и не смогла попасть, — опять заливается слезами она, чувствуя вину перед матерью, с которой не простилась.

В помощниках у парализованной осталась лишь тетя Света, 75 лет, живущая в Геленджике. Теперь и она не может ухаживать за Оксаной, — постарела. Собственно, тетя Света и позвонила в редакцию с мольбой помочь племяннице. Женщина не может себе позволить умереть, пока не найдёт того, кто станет помогать парализованной. А помощь действительно нужна. Оксане передали инвалидную коляску. Да только она настолько широкая, что в дверные проемы не проходит. Вот и стоит невостребованная в спальне.

Интересуюсь у Оксаны, каковы прогнозы медицины на ее здоровье. Они не может ничего толком сказать.

— А я верю, что пойду, — неожиданно говорит она мне, вскидывая голову и вытирая слезы. – Только мне нужно дважды в год колоть лекарство. Но оно такое дорогое, — протягивает она мне назначение доктора, написанное мелким почерком.

Набор лекарств на один курс стоит 3000 рублей, а еще регулярно показан курс массажа парализованной половины тела, один сеанс стоит полтысячи. У Оксаны таких денег нет. Пенсия инвалида невелика, 5 тысяч рублей Дуля платит за коммунальные услуги.

  — О чем сейчас жалеете? — спрашиваю Оксану.

— Что так и не успела стать матерью, — отвечает она, опять пуская слезу, но уговаривая себя больше не плакать. Год назад на нервной почве у Оксаны опять было предынсультное состояние, она лежала в больнице. Доктора запретили нервничать, плакать. Но слезы разве удержишь?

     Мама не забрала из детского дома

Судьба этой женщины непростая. Оксана десять лет провела в детском доме. Мама девочки налегала на спиртное. Однажды у соседей загорелся дом, пламя перекинулось на дом Оксаны. Ее и родную сестру поместили в детский дом. Мать девочек оттуда так и не забрала. Однако заботы о стареющей матери Оксана взяла на себя. Может, поэтому так и не обзавелась своей семьей, детьми. Возможно, она не была бы сегодня одинокой и нуждающейся в помощи (тетя похлопотала, чтобы к Оксане стал приходить дважды в неделю соцработник). 

— А я так люблю цветы, — говорит мне женщина, уже практически успокоившись. – До инсульта, разделившего мою жизнь на до и после, у меня было много комнатных растений. А сейчас осталось лишь несколько горшков. Я люблю за ними ухаживать. Прошу, чтобы мне их выставляли на стол, и я их поливаю.

Вот и я беру цветы и ставлю их перед парализованной женщиной. Одной здоровой рукой она их поливает, рыхлит землю, протирает листочки. Простые движения вызывают у нее радость. Слезы высыхают.

Мне жаль эту нестарую женщину. Если бы не инсульт, она могла быть еще счастлива. А теперь каждый ее день – это борьба за выживание.

          Что говорит доктор

— Инсульт — острое нарушение кровообращения головного мозга и, как следствие, его очаговое поражение. По данным Фонда по борьбе с инсультом, сегодня в России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт, от этой беды умирает 23% населения России, — рассказывает мне доктор-невролог Иван Резников. —  В чем причина самого распространенного ишемического инсульта? Он  встречается более чем в 80% случаев. Кровь перестает поступать в мозг, потому что артерия, питающая его, частично или полностью заблокирована тромбом. Другой вид инсульта, геморрагический, происходит, когда ослабленный кровеносный сосуд, питающий мозг, разрывается, происходит кровоизлияние в мозг: кровь заливает ближайшие зоны мозга, повреждая их. Те клетки мозга, что расположены за местом разрыва,  лишаются кровоснабжения и кислорода и тоже страдают.

При инсульте нужно действовать быстро и четко. Основная задача — восстановить циркуляцию крови в головном мозге больного.  И чем раньше будет начато лечение, тем больше у человека шансов выжить и иметь при этом меньше разрушительных последствий!

Согласно мировой статистке, 10% людей, переживших инсульт, восстанавливаются полностью, 25% — с незначительными нарушениями, 40% — получают средние или тяжелые нарушения, требующие особого ухода, 10% — нуждаются в переводе в специализированное учреждение долговременного ухода, 15% — умирают вскоре после инсульта.

Архиважное значение после инсульта имеет реабилитация. Она должна быть направлена на то, чтобы полностью или частично восстановить утраченные навыки — соседние области мозга возьмут на себя функции погибших клеток и по возможности вернутся к самостоятельной жизни.

 За рубежом реабилитационная команда, помогающая человеку восстановиться после инсульта, очень большая: это невролог, реабилитационная медсестра, диетолог, социальный работник. Важно не только восстановить человека, но и исключить повторный инсульт. Люди, продолжающие жить после инсультов, полностью меняют свою жизнь. «НР» предлагает нашим читателям поделиться своими историями восстановления после инсультов, телефон редакции: 61-41-05. Мы их опубликуем в международный день борьбы с инсультами — 29 октября.

         Как вычислить инсульт

  • Попросите человека улыбнуться. При инсульте один угол рта будет опущен.
  • Попросите поднять обе руки. При инсульте одна рука будет слабее, либо человек и вовсе не сможет ею управлять.
  • Попросите человека произнести свое имя или простое предложение из нескольких слов. Речь человека с инсультом покажется вам странной и непонятной.
  • Инсульт также могут сопровождать сильная головная боль, рвота, потеря сознания, судороги, головокружение, общая слабость.
  • При любом из этих симптомов нужно немедленно вызывать скорую помощь.