Путь в глубь веков

Участвовать в археологических экспедициях Надежда Онайко стала в 1942 году, ещё за два года до окончания обучения на историческом факультете Московского государственного университета. Её первые экспедиции проходили под началом профессора Владимира Блаватского, руководителя её диссертационной работы.

Именно благодаря своему наставнику Надежда Онайко была послана в 1955 году для самостоятельных исследований Раевского городища и с этого времени почти три десятилетия, до 1982 года, возглавляла Новороссийско-Геленджикскую экспедицию Института археологии Академии наук СССР.

Во второй половине 1950-х годов ей довелось участвовать в крупных экспедициях, относящихся к античному периоду VI-IV веков до нашей эры, – в Пантикапее (1956-1958) и в Аполлонии Иллирийской (1958-1960, Албания). Однако главными для учёного-археолога стали всё-таки работы по античному периоду в районе Новороссийска, от Анапы до Геленджика. Именно с этих раскопок началось тесное сотрудничество с Новороссийским историческим музеем-заповедником.

Страбон бы одобрил

В районе Новороссийска она сделала немало интересных находок и открытий. Например, в Широкой Балке удалось обнаружить поселение, в котором в конце XIX века был найден бюст царицы Динамии. Уникальные вещи позже украсили знаменитую коллекцию Эрмитажа. В Широкой Балке были также найдены каменные остатки богатой загородной виллы, а в районе сёл Мысхако, Владимировки, Цемдолины  велись раскопки античных каменных зданий.

Считается, что именно эти исследования подтвердили сведения римского географа Страбона о расположении на месте нынешнего Новороссийска боспорского поселения Баты. А археологическую коллекцию Новороссийского музея-заповедника значительно обогатили находки из раскопок Онайко. Не менее успешными оказались и раскопки в районе Геленджика, где были обнаружены десятки античных поселений, в том числе и остатки античного Торика, найденного на Тонком мысу.

Многочисленные находки, сделанные в экспедициях под руководством Онайко, рассказывают об истории местных племён и их роли в экономической, политической и культурной жизни Боспорского царства.

Греки, римляне, скифы…

В 1965 году Надежда Онайко писала, что территория Северо-Восточного Причерноморья представляет огромный интерес для изучения греческих городов Азиатского Боспора и окружавших их племён. В это время археологом был собран значительный материал в районе от Новороссийска до Абрау-Дюрсо, а также обследованы окрестности хутора Победа недалеко от Раевского городища.

Интересные керамические находки были обнаружены у сёл Борисовки и Владимировки. Они относятся уже к римскому времени. Особенно много их было сделано северо-западнее Новороссийска. Поселение римского времени было открыто на берегу моря, в устье реки Мысхако. Культурный слой здесь обильно насыщен обломками амфор и лепной посуды.

Позднеантичный и особенно средневековый материал  обнаружен во всех населённых пунктах у Новороссийска. Несколько погребений средневекового времени были обнаружены в 1958 году при строительстве домов частного сектора.

Покопались в культурном слое

В 1967 году Новороссийский отряд экспедиции Института археологии АН СССР совместно с Новороссийским историко-краеведческим музеем проводил раскопки античного поселения в Широкой Балке. Поселение было расположено на берегу моря, на склонах глубокого ущелья. Разведка показала, что поселение основано в IV-III вв. до н.э. и продолжало существовать ещё в период средневековья.

Сам раскоп был разбит на территории бывшей усадьбы Кулешевича, где оказался довольно мощный культурный слой, толщина которого была более полутора метров. В нём обнаружены остатки каменного дома первых веков нашей эры, перекрывшие каменную стену более раннего строительного периода. Именно здесь сделана уникальная для Северного Причерноморья находка – небольшой бронзовый бюст, вероятнее всего, деталь античных весов. По времени находка оказалась близка к известному бюсту Динамии. К тому же характер находок свидетельствовал о том, что жизнь на исследованном участке поселения началась на рубеже нашей эры и длилась в течение нескольких веков.

Времена – давние, улицы – современные

Спустя два года раскопки поселения в Широкой Балке были продолжены. Их анализ показал, что здесь было целых три строительных периода. Несмотря на большие пожары, тут воздвигались крупные каменные здания с прекрасными каменными полами из хорошо обработанных плит. Улицы были сооружены по типу городского устройства того времени: имели каменные вымостки и водостоки.

Самой замечательной находкой среди металлических изделий признан небольшой бронзовый кувшин. Он обнаружен внутри того же помещения и на той же глубине, что и бронзовая подвесная гиря в виде женского изображения из раскопок 1967 года.

Бата – граница Боспорского царства

Важные находки античного периода были сделаны в 1971 году в поселении на берегу притока реки Цемес у села Владимировки. Они были сконцентрированы на самой высокой точке поселения – холмообразной насыпи. Полностью вскрытая стена этого сооружения имела ширину 1,65 м и высоту 1,4 м.

По версии Надежды Онайко, большая толщина стен и характер кладки (очень крупные блоки из местного песчаника) свидетельствовали о принадлежности этого сооружения к оборонительным укреплениям: оно прикрывало вход в античную Бату со стороны долины реки Маскаге, где жили многочисленные варварские племена. Новое оборонительное сооружение на юго-восточных границах Боспора замыкает хорошо известный в древности путь от Горгиппии (Анапа) до Баты (Новороссийск) по долине реки. Вероятнее всего, здесь проходила пограничная линия Боспорского царства.

Маленькая, но золотая

Наибольшую информацию о далёком прошлом Причерноморья давали самые богатые мужские погребения. В них находили сосуды, мечи, ножи, бритву, точильный камень, поясные бляшки, монеты. Сенсацией стала находка золотой и очень редкой монеты – статер боспорского царя Котиса I. По имеющимся сведениям, это третья подобная монета из тех, что известны в настоящее время. На лицевой её стороне изображена голова императора Клавдия в лавровом венке, а на оборотной – голова его сына Британика без венка. Также монета содержит монограмму и дату – 346 год боспорской эры.

По данным издания «Женщины-учёные в истории Новороссийска», выпущенного Центральной городской библиотекой им. Э. Баллиона, многолетние труды Н. Онайко заслуженно поставили её в один ряд с ведущими отечественными антиковедами. Она обладала незаурядными художественными способностями, аргументированно анализировала памятники искусства. Первым её местом работы после окончания университета был Музей изобразительных искусств им. А. Пушкина.

Бывший директор Новороссийского музея Александр Дмитриев вспоминал, что Надежде Онайко тяжело давались первые раевские раскопки: «У отряда не было машины. Жили  в каких-то заброшенных пасеках, развалившихся станах. Воду брали в жалких родничках, которые сами расчищали. Вместе с Надеждой Анисимовной в лагере находилась её дочь Алла. Для перевозки оборудования просили грузовик в колхозе…

Она была весёлым жизнерадостным человеком. В экспедиции вникала во все проблемы. Правда, была принципиальна и строга. Тихими летними вечерами она любила смотреть на звёздное небо, отыскивая спутники. И каждый, обнаруживший новый объект, мог получить из рук начальника приз – пригоршню семечек».

Наша справка

Онайко Надежда Анисимовна (1921-1983), известный советский археолог, старший научный сотрудник отдела классической археологии института АН СССР. Под её руководством были открыты десятки античных поселений в районе Новороссийска и Геленджика. Автор книги «Архаический Торик: античный город на северо-востоке Понта» (1980) и других. Она оставила заметный след в истории Новороссийска. С 1999 года одна из улиц города носит её имя.