Жить осталось неделю…

В годы Великой Отечественной войны именно на Кубани прошло самое крупное в истории нашей страны воздушное сражение. Ребята из «Кубанского плацдарма», а по всему краю уже около ста единомышленников, поставили своей целью найти максимально возможное количество сбитых самолётов и погибших лётчиков. На сегодняшний день обнаружено 387 остатков летающих машин.

Евгений Порфирьев, заместитель руководителя краевой поисковой организации «Кубанский плацдарм», рассказал шокирующие исторические факты. После высадки десанта на Малую Землю противник задался целью выбить наши войска с этого участка земли. Операция «Нептун» должна была стать массированной – с воды, суши и при поддержке воздуха.

Именно поэтому советское правительство стянуло сюда мощные авиационные силы. В апреле 1943 года на Кубань перебросили около 400 истребителей и 200 бомбардировщиков. Но бои были такими ожесточёнными, что только за первые полтора месяца с начала операции было уничтожено около полутора тысяч самолётов обеих сторон.

— По существующим данным, 60% всех сбитых самолётов за этот период – это знаменитый Ил-2, известный как летающий танк. Несмотря на его неплохие характеристики, он существенно уступал самолётам противника по маневренности, — рассказал Евгений Порфирьев. – Мы решили выяснить среднюю продолжительность жизни пилота Ил-2. В среднем машина, до того как её собьют, совершала 14 вылетов, за сутки пилот поднимался в небо на задание от двух до трёх раз. Это значит, что лётчик жил в этой мясорубке не больше недели. Многие не возвращались уже после первого вылета. Те, кому удавалось продержаться месяц, считались уже старослужащими.

Вернулся на базу

Воздушное сражение в небе над Кубанью было действительно страшным и кровопролитным. И это с учётом того, что сюда перебросили все самые современные самолёты, которые только были в арсенале Советской армии.

До знаменитых Ил-2 поддержку нашим войскам с воздуха во время высадки легендарного десанта осуществляли технически устаревшие самолеты И-153 «Чайка» и И-16, которые уступали истребителям противника практически по всем показателям. И если они сталкивались в небе с мессершмиттами, то шансов выжить у нашего лётчика не было. Один из таких самолётов в лесу под Новороссийском и нашла поисковая группа.

— Место падения самолёта расположено у подножия горы Долгая, рядом с часовней на «Святой ручке». Здесь каждый день много паломников, а потому было очень неожиданно в непосредственной близости от этого места обнаружить не только фрагменты летающей машины, но и человеческие останки, — рассказал Евгений Порфирьев. — В послевоенные годы большинство самолётов местные жители разбирали на металлолом. При этом остаётся только догадываться, почему останки лётчиков не были захоронены.

Эта находка была сделана в 2008 году. Погибшего лётчика захоронили в Геленджике, где, как выяснили поисковики, находился аэродром базирования, с которого лётчик отправился в свой последний боевой вылет. Но сам процесс восстановления сведений о герое был длительным и кропотливым.  

Ребята по крупицам собирали информацию и на месте падения, и в архивных документах. Они сравнивали элементы сбитого самолёта с чертежами различных типов машин: форму и особенности двигателя, вооружение, конструктивные особенности.

— Мы практически просеяли через пальцы весь грунт с места падения самолёта, но так и не сумели найти зацепок, чтобы узнать его заводской номер. Однажды, уже возвращаясь обратно, я обратил внимание на едва заметную, заросшую травой и молодыми деревьями лесную дорогу, проходящую в двухстах метрах ниже места падения. Мы прочесали местность и нашли фрагмент фюзеляжа с выбитым на нём номером 7962. Это была действительно большая удача!

Так поисковики смогли восстановить период участия этого самолёта в воздушной операции. А после долго и кропотливо изучали центральный архив Министерства обороны нашей страны, чтобы понять, какому полку принадлежал истребитель и кто управлял машиной в тот трагичный день. 

Они смогли найти следующую запись:

«5 марта 1943 года И-153, пилот — сержант Околод, не вернулся с боевого задания. По донесениям экипажей, пилот Околод сбит в воздушном бою в районе Новороссийска. Самолёт горящий упал на северных скатах выс. 271.0. Пилот погиб». Пилоту – сержанту Ивану Околоду – на тот момент было всего 22 года… Он окончил Одесскую военную авиашколу в 1940 году, а в 1943-м погиб. Как значится в документах, холост.

Карта памяти

За годы своей работы поисковики «Кубанского плацдарма» создали базу данных, в которую внесли 5600 самолётов со всей информацией, включая номер самолёта, номер мотора, обстоятельства гибели и имя пилота. Это была кропотливая архивная работа. Зато теперь при обнаружении фрагментов самолёта информацию о нём легко получить из этой базы данных.

Несколько лет назад ребята начали делать и ещё одну важнейшую работу – создавать в сети Интернет интерактивную карту всех обнаруженных ими летающих машин.

— К нам стали обращаться местные жители, когда узнавали, что рядом с их населёнными пунктами, рядом с их домами есть такие памятные места. И просили нашей помощи, чтобы установить памятные таблички, — рассказал Евгений Порфирьев.

За 4 года появилось уже 60 памятных знаков по всему краю. А в преддверии Дня Победы к поисковикам с аналогичной просьбой обратились сотрудники перевалочного комплекса «Шесхарис» АО «Черномортранснефть». В небольшую экспедицию к месту гибели самолёта отправились сотрудники со своими семьями. Сопровождал их командир анапского отряда «Кубанского плацдарма» Сергей Соловьёв.

Живая история

В поход к месту боевой славы отправились не только взрослые, для которых память и история значат очень много, но и дети. Преодолевая километры по лесным дорожкам, школьники смогли особенным образом оживить те события, о которых им рассказывали учителя, и услышать новые истории о героических подвигах.

Дорога была несложной и недолгой, ни разу за несколько часов экспедиции дети не пожаловались на усталость и дискомфорт. Они засыпали командира-поисковика вопросами о его работе, точнее, о его миссии.

— Я рассказывал им много историй, одна из них о гибели лётчика, чей самолет мы нашли и смогли идентифицировать, а после разыскать и родственников, — сказал Сергей Соловьёв. – Оказалось, что мать всю жизнь ждала своего без вести пропавшего сына. На деревянной калитке остались вмятины от её локтей: она каждый день выходила во двор, облокачивалась и всматривалась вдаль. Надеялась, что он вернётся…

Рассказал поисковик и трагичную историю этого самолета. И даже показал оставшиеся обломки фюзеляжа. А после вместе с детьми и их родителями установил памятный знак.  

Сотрудники АО «Черномортранснефть» говорили, что испытали особые эмоции – от возможности соприкоснуться с историей, рассказать о ней своим детям, продолжить цепочку памяти, и подчеркнули, что это меньшее из того, что каждый из нас может сделать для солдат, воевавших за наше мирное небо.