Что значит «ходить в тюрьму»

В редакцию дозвонилась Раиса Синицина (Бондаренко). Раиса Борисовна разгадала загадку, которую предложила ранее одна из наших читательниц. Старожилы города знают, что такое «ходить в тюрьму». А вы?

И вот тайна раскрыта!

Во время войны всех заключенных из тюрьмы выселили, а рядом находилось (оно есть и по сей день) здание, которое строилось для проживания сотрудников тюрьмы. На момент начала Великой Отечественной войны оно еще не было полностью готово. Но было очень хорошо укреплено, каждая стена – толщиною в 20 сантиметров. Поэтому во время бомбежек все жители окрестных улиц и просто прохожие укрывались там. Это двухэтажный дом по улице Пархоменко. А мы жили рядом, на улице Серова. В нашей семье было четверо человек. Каждая семья брала кровати и располагались с детьми. Бывало, не один день жили в этом надежном доме. А после войны в этом здании появился продовольственный магазин. Он был единственным в округе, сюда ходили жители всего микрорайона, и Трапезунда. Поэтому, когда встречные знакомые спрашивали: «Куда идешь?», ответ «В тюрьму!» никого не смущал.

Сейчас Раисе Борисовне 84 года и живет она в другом районе, но свой родной дом на улице Серова и все, что с ним связано, помнит очень хорошо.

Ильич и его дело

Фотокор «НР» Анатолий Поздняков поделился воспоминаниями о самой первой в городе настоящей кофейне.

Ее открыл в девяностые годы известный новороссийский фотограф Виленин Ильич Демшин, в народе – Ильич или «Дед».

В те годы кофеен не было, это сейчас на каждом углу и даже на улице стоят ларьки. Кофейня Ильича располагалась в гостинице «Новороссийск». «Дед» сам варил кофе на песке в медной джезве. Это было завораживающее зрелище. Мололись кофейные зерна на самых знаменитых батумских кофемолках. На «огонек» и запах кофе слетались стайками и «ночные бабочки», промышлявшие окрест. Жрицы любви любили выпить чашечку хорошего кофе и поделиться подробностями «непосильного труда». Тем более, что Дед всех выслушивал и сочувствовал.

Про кофейню знали известные актеры, приезжавшие на гастроли в Новороссийск. Однажды даже Муслим Магомаев задержался в кофейне.

А одна заезжая звезда решила задержаться у Деда, в кофе активно подливался коньяк и душевная вечеринка затянулась до утра. Уже к вечеру Ильичу пришлось держать ответ перед руководством гостиницы, ведь поступила жалоба на то, что в кофейне всю ночь распивали спиртное и пели песни. Но когда руководителям сказали, кто именно «гулял» в кофейне, они упрекнули Деда: «Почему нас не позвал?»

А вот и рецепт кофе от Деда:

Высыпать кофейные зерна, нарезать дольку чеснока, кинуть на сковородку и вместе обжарить до тех пор, пока зерна при перемешивании «не зазвенели». Затем убрать чеснок, кофе перемолоть и готовить уже в джезве: ложка кофе, ложка сахара, чашечка воды. Зубчик чеснока (целый) можно погрузить в джезву. Тогда сахар не потребуется. 

Как уплыть от астмы

Целый ворох воспоминаний мы получили от наших читателей в соцсетях.

Пишет Любовь Бондарь:

«Большое спасибо вам за эту рубрику! Прочитала сейчас о пляжах на «той стороне»  и такие теплые воспоминания нахлынули! Мой маленький сыночек, 1989 года рождения,  был слабенький здоровьем, мучился астматическим бронхитом, и врачи сказали, нужно как можно больше времени проводить на море, нырять, задерживая дыхание. Ему не было еще и года, я сидела в декрете, и с этого времени мы практически жили на пляжах:  «Даче Голицына», водной станции и «Дельфине». Как же там было уютно! Мы приезжали с ним рано-рано утром с полным арсеналом: вода, еда, бутылочки, кастрюльки, горшок, много полотенец, одежда, простыни. Я натягивала в тенечке простынь типа палатки, и мы весь день до самой  ночи проводили на море.

По темноте возвращались домой, мылись в душе, я кормила сынулю и проваливались в сон. А на заре — опять на море. Я купила очки для плавания и учила сынулю нырять. Надевали очки, брались за руки, погружались в воду и смотрели друг на друга. И к годовалому возрасту мой малыш плавал под водой, как рыбка, надолго задерживая дыхание. В итоге к осени исчезла одышка, и мы обошлись без «страшного» лекарства, который нам выписали, потому что после него уже точно ничего не могло бы предотвратить астму. Я всегда буду помнить, что благодаря этим пляжам «Дача Голицына», водная станция и «Дельфин» мой малыш избавился от опасного недуга! А какой блестящий там был песочек! Кварцевый! И на берегу, и под водой! Все мои родные, приезжавшие в гости, тоже всегда отдыхали на этих пляжах. А потом доступ на Дачу Голицына и водную станцию ограничили и мы ездили на пляж «Дельфин», тоже на «той стороне». Там был шикарный мостик для ныряния с кованым ограждением, внутри которого была фигура дельфина. Мы с сынулькой, которому на тот момент было лет 7, часто оставались на пляже часов до 23-х, а потом пешком шли домой на Стандарт, потому что троллейбус номер 4 в такое время было уже сложно дождаться. Мой сын, и подростком, и юношей, все свободное время проводил с друзьями на «Дельфине». К концу лета у них были бронзовые тела с накачанными мышцами. И им не нужны были ни горячительные напитки, ни наркотические средства, как это часто сейчас бывает у молодёжи. Господи, какое же хорошее было время! Люди умели радоваться самым простым вещам! Такая ностальгия по тем годам и по тому Новороссийску! И столько простых радостей, и столько добрых людей!»

А вот и другие отклики: «А помните катер Портофлота, который ходил от Портовой до центра? «Морской трамвайчик» мы его называли. На нем за 5 копеек можно было с «той стороны»  добраться до Площади Героев за 5 минут! Как же было удобно!

Мы сразу брали билеты туда и назад, просто катались, не выходя на той стороне. Жаль, что морского транспорта нет, сейчас бы выручал в пробки», сетует читательница Елена.

 «И что немаловажно, столько было уютных кафе, пельменных, чебуречных, где можно было очень вкусно поесть натуральные, приготовленные по всем правилам блюда! Без всяких ГМО, консервантов и красителей!»

«И гастроном центральный на Советов, там томатный сок наливали в граненые стаканы, мокрая соль в миске возле кассы и стакан с мутной водой, в нём одна ложка для соли. Одна на всех».

«За французскими  булками  в парке Ленина очередь была до рынка,  запах по всему городу стоял, брали 5 штук домой. Но не доносили, по дороге поедали», вспоминает Татьяна Васильева.

«Да,  французский батон! До сих пор помню его вкус: купил – не успел отойти и бежишь за вторым!», вспоминает Денис.

«А кафетерий был на бульваре Черняховского, где сейчас Чили-пицца! Там были детские столики со стульчиками в стиле «Хохлома». Какой там был потрясающий запах кофе и вкуснючие заварные пирожные!- напомнила Лариса.  

Помимо этих заведений общепита, люди вспомнили еще общественный туалет в Ленинском парке! Кто бы мог подумать, что такое заведение вызовет ностальгические воспоминания. А вот вызвало!

«В майские праздники очередь до Гайдука была в женский отсек. А «реки» до улицы Советов доходили», — с юмором обрисовал ситуацию Владимир Помыкин.

«Недавно как раз его вспоминала. И никого ведь не смущали такие туалеты. Запах в конце очереди ощущался», ответила Елена.

Возникло и несколько спорных тем. По поводу расположения некоторых магазинов и кафе, и где что продавалось. Поэтому для подготовки следующих материалов мы ждем вас, дорогие читатели!

Звоните нам по тел. 61-41-05. Пишите на электронную почту [email protected]