Нет ни одной профессии, которую Алик, так по-доброму называют нашего коллегу близкие люди, не попробовал бы в своей жизни: он ходил в море матросом, занимался деревянным яхтостроением, мастерил мебель и гитары, построил своими руками дом, а еще он потрясающе готовит. И если бы он пошел в повара, то обязательно бы выбился в шефы.

— Фотографией я занимаюсь всю жизнь, начинал снимать на знаменитую «Смену-8М», через которую прошли все фотографы СССР. Плёночная фотография – это совсем другое дело: лаборатория, темная комната, проявители, вечно по локоть в воде… Эти времена я вспоминаю с огромной теплотой, — говорит Алик.

А еще он вспоминает журнал «Советское фото», на котором выросли все фотографы нашей страны. Как он, начинающий мастер, с нетерпением ждал, когда журнал, на который он был обязательно подписан, положит в ящик почтальон. Чтение начинал с последней страницы, где всегда публиковалась информация о новинках в области объективов, учился по журналу приемам обработки, технике фотосъемки.

Город Новороссийск его пленил, и закоулки, живописные районы Алик рассматривал через объектив своей «Смены».

— В городском отделе культуры в 80-е годы нас, фотографов Новороссийского исторического музея-заповедника, где я трудился десять лет, напутствовали снимать городские пейзажи. И мы с моим другом фотографом Виктором Лагашевым ходили по городским окраинам и буграм, особенно я любил апрель — весеннее цветение жердели, абрикоса и яблонь.

Тогда же, в конце 80-х, было создано экспериментальное художественное общество «Эхо», объединившее художников и фотографов. Это стало культурной революцией в городе, творческие люди хотели показать новороссийцам новое искусство. Именно «Эхо» привезло в город с выставку работ литовского фотографа Римантаса Дихавичюса, яркого представителя прибалтийской фотошколы, которым были пленены многие профессионалы-фотографы.

— Выставка Дихавичюса «Цветы среди цветов» проходила в зале на ул. Золотаревского, потому что ее не пустили в залы, расположенные в центре города, — вспоминает Алик, который лично напечатал 50 фоторабот талантливого литовца. – Такого количества новороссийцев, посетивших это культурное событие, а их были тысячи, я никогда раньше не видел. Для многих работы литовца стали шоком. Он работал в жанре ню, снимал обнажённых красивых женщин среди лугов, на песчаных берегах, в лесу. Но это было настолько великолепно, настолько деликатно, гениально.

 Анатолий Поздняков прекрасно снимает природу. Его фотопейзажи затягивают.

— Ходить в горы меня научила моя любимая учительница биологии Людмила Чаленко, именно она показала красоту Маркотха, эндемики, объяснила их ценность, больше такие нигде в мире не растут. Вместе с ней мы, школьники, искали колокольчик Комарова, собирали лекарственные растения. Она дала нам заряд на всю жизнь, взрастила неравнодушных людей, экологов, которые сейчас борются за сохранения биологических богатств Новороссийска, — говорит Анатолий Анатольевич.

В 2007 году Алик занялся серьёзными походами в горы и всю горную Адыгею прошел пешком. Это были серьёзные походы продолжительностью в неделю, по 18-20 бродов через реки Адыгеи. И нигде фотограф не расставался с камерой.

— В горах не снимать невозможно, рука с камерой волей-неволей поднимается, — говорит он.

 Именно оттуда Анатолий привез самые потрясающие фотографии хребта Агигэ, Большого Тхача, скалы Ачешбок, каньона Ходзь. Фотографии мастера зрители увидели на фотовыставке, организованной Союзом журналистов Кубани, за них коллега, уже как фотокорреспондент газеты «Новороссийский рабочий», был удостоен престижной награды «Золотой объектив».

— Вот ты спрашиваешь, чем меня привлекает работа в газете? – продолжает юбиляр. – Ты всегда в гуще событий города, всегда бываешь на праздниках, ЧП, выезжаешь на места преступлений с полицией. Правда, иногда передо мной встает дилемма: снимать или спасать? Однажды я работал на пожаре на Маркотхе. Снимал пожарных и волонтёров, тушивших наши прекрасные горы. Я спрашивал себя, что мне делать. Фотографии? Или бросить к черту камеру? Я бросил камеру и встал с людьми в цепь.

И последний немаловажный штрих к портрету моего друга: он – любитель хорошего еврейского анекдота. Каждое утро в  редакции начинается под хороший кофе Позднякова и острый анекдот.

— Еврейский анекдот очень лаконичен, с потрясающим чувством юмора, он попадает в самое яблочко проблемы. Удивительно, но хороший анекдот я запоминаю, — говорит он. А вот и несколько шуток от Алика, с днем рождения!

— Беня, я гарантирую вам, шо через пять лет мы будем жить лучше, чем в Европе!
— А шо у них случится?

***

— Фирочка, я устал. Можно, я уже пойду домой?
— Нюма, перестань ныть! Муж вернётся только через неделю!