Это стало известно недавно, после того, как в Москве Федеральное агентство морского и речного транспорта подвело итоги традиционного отраслевого конкурса.

Победа университета неслучайна. Прошедший 2020 год стал для вуза особенно успешным. Сегодня в мире полным ходом идёт гонка за безэкипажное судовождение. И университет решает глобальные задачи в сфере безэкипажного судовождения и планирует строительство суперсовременных технополисов.

Отметив юбилей, справив новоселье в новом учебном корпусе, «Ушаковка» реализовывает ещё более значимые проекты. О самых важных мы поговорили с ректором Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова Сергеем Кондратьевым.

С.И. Кондратьев

Уже не первый год вуз разрабатывает программы в области искусственного интеллекта. Именно об этом был наш первый вопрос ректору.

– Сергей Иванович, внедрять безэкипажное судовождение сегодня ещё рано?

– Это почти как у Ленина: «Сегодня рано, а завтра поздно». В мире уже началась гонка за этими технологиями: кто вперёд разработает современные программы. Всё движется к тому, что капитана на мостике заменит компьютер. Мы трудимся над ними не первый год, и Родина поручила именно нашему университету решение глобальных задач в данном направлении.

Одна из таковых лежит в области гидрометеорологических изысканий. Мы создали специальную систему, и наши установки – гидрометеорологические буи – находятся в Керченском проливе. «Ушаковка» получает оттуда информацию, мы обрабатываем её и отсылаем в Москву, в Институт гидрометеорологии. Оттуда получаем расчёты, которые выдаём потребителям – Администрации морских портов Чёрного моря и Росморпорту. Эта информация актуальна для лоцманских и других служб.

В рамках концепции безэкипажного судовождения, предложенной нашим университетом, Минпромторгом заказаны инструментальные платформы управления судами (включая контроллеры исполнительных механизмов, программное обеспечение для них, высокоточное позиционирование в сантиметровом диапазоне и автоматический гидрометеомониторинг), а также обработка данных при помощи точных динамических математических моделей и специализированной нейросети.

«Ушаковка» участвует в этой работе и уже запатентовала свою часть технологий. У нас есть пять патентов и три сертификата на промышленные образцы. Задача выполняется совместно с научными организациями, которые обладают собственными решениями. Уверен, что результаты работ учёных «Ушаковки» позволят российским безэкипажным технологиям занять место среди мировых лидеров и обеспечат нашим транспортным компаниям конкурентоспособность на международных рынках.

– Сергей Иванович, не так давно в университете завершилось грандиозное строительство: был введён в эксплуатацию новый корпус «Юг». Вы довольны результатами?

– Сам корпус очень тесно связан с моей судьбой. Я начинал его строить, когда был курсантом. И мне, уже в должности ректора, довелось его достраивать. На сегодняшний день это суперсовременная учебная площадка, создать которую было непросто. Изыскать финансирование, сделать проект, согласовать его в Главгосэкспертизе, затем построить корпус, потом сдать его в эксплуатацию.

Но стоило только ненадолго выдохнуть после этой сложной работы, торжественно сдать в эксплуатацию, как появились новые задачи.

– В чём они заключаются?

– После того как университет решил проблему нехватки площадей, настало время переходить к следующей фазе реализации стратегии развития вуза. Речь здесь идёт о повышении качества образования. Мы планируем возведение на территории вуза двух «Технополисов» и уже даже вошли в государственную программу по финансированию данных проектов.

Это будут комплексы для проведения лабораторных работ: в первом ребята вплоть до третьего курса станут осваивать знания по такой наглядной и такой интенсивной технологии, что это кардинально повысит качество образования в области естественно-научных дисциплин. Второй «Технополис» тоже для лабораторных работ, но уже по специальным дисциплинам. Здесь любой курсант получит возможность настраивать, тестировать, ремонтировать, разбираться в устройстве реального оборудования. Это будет прорыв в области качества образования.

– Сергей Иванович, что ещё заложено в стратегии развития морского университета?

– Таблицы и планы всегда под рукой. Стратегия вуза – это многостраничный том, отпечатанный на бумаге.

О многих точках роста я уже рассказал. Так получается, что некоторые ситуации мы предвосхищаем. Например, с онлайн-обучением. Ещё за 4 года до пандемии мы начали плавно развивать дистанционное обучение. И на момент карантинных мероприятий наши айтишники, судоводители и судомеханики были уже готовы к тому, чтобы учиться на удалёнке. Была создана «Лаборатория дистанционных образовательных технологий и электронного обучения». Сейчас наша дистанционка – это сотни не только видеолекций, записанных нашими преподавателями, но и масса другого учебно-методического материала.

Сегодня перед профессорско-преподавательским составом поставил задачу: к августу 2021 года в семь раз поднять количество публикаций в иностранных наукометрических системах и в разы увеличить цитируемость.

Уже в 8-й раз «Ушаковка» стала «Лидером отрасли» среди образовательных учреждений Росморречфлота. Однако столь высокая награда для руководства вуза – не просто повод для гордости, а в большей степени ответственность, подвигающая коллектив на реализацию новых, ещё более масштабных задач.