В предисловии Гиммлер дал высокую оценку способности Красной армии вводить противника в заблуждение. Было чему поучиться противнику и у солдат, которые бились за Новороссийск.
Солдаты, которые не поддаются логике
«В методичке Люфтваффе русский солдат находчив, смекалист и хитёр, — написала «Литературная газета» после презентации издания. — Не поддаётся циркулярной логике и постоянно импровизирует, совершенно не соблюдая правила техники безопасности. Перевозит раненых в фанерных люльках, установленных на крыле самолёта. Повреждённый фюзеляж «латает приклёпанной жестяной накладкой или просто заклеивает кусочками ткани». Возводит невидимый с воздуха подводный мост чуть ниже уровня воды, а рядом обманный ложный мост, хорошо заметный с самолёта. Трофейную проволоку перековывает в гвозди для восстановления домов, а немецкий артиллерийский снаряд превращает в бомбу, приделав советский взрыватель. Вечером «русский бандит» (партизан) готовит «тетерева в глине на горячих углях» и засыпает в «снежной норе». Таким в 1944 году немецкое Главное командование Люфтваффе увидело русского солдата.
«Никогда не предполагал, – сказал на презентации случайно обнаруживший немецкую брошюру Владимир Аристархов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, – что немецкое Верховное командование давало прямое указание своим военнослужащим учиться военному делу у Советской армии. Это очень весомое свидетельство того, что сильный, злобный и опасный враг признаёт наше преимущество перед ним».
В брошюре делается упор на использование каких-то бытовых средств и уловок как главных условий успешных военных действий. Хотя, как заметил старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генштаба ВС РФ Алексей Исаев, «Красная армия выигрывала не за счёт каких-то кустарных наработок, а благодаря продуктам высоких технологий, которые производились огромными сериями на высокоточных станках. Для меня эта брошюра – памятник судорожным попыткам немецкого командования найти какое-то решение в проигранной войне. Можно было бы написать подзаголовок – «Германия ищет таланты». Предполагалось, что люди, прочитав её на фронте, где-нибудь в каптёрке на аэродроме, схватились бы создавать чудо-оружие, которое позволило бы дёшево и сердито остановить советские танки».
Замаскировали военный корабль
Весной 1939 года построенный в Италии лидер эсминцев «Ташкент» был передан советским морякам. Самому быстроходному советскому кораблю предстоял непростой переход на Черное море. Сложность заключалась в том, что Турция запрещала проход военных кораблей через Босфор. Чтобы выполнить задание, корабль был замаскирован под пассажирский теплоход. Для этого над палубой между рубками был натянут брезент с нарисованными иллюминаторами и другими атрибутами «пассажира». На палубе было прекращено всякое движение личного состава. После такой проведенной подготовки переход корабля прошел успешно. За первый год войны лидер «Ташкент» неоднократно совершал переходы из Новороссийска в Одессу и Севастополь. В Новороссийском порту корабль принял свой последний бой. Памятник погибшим морякам корабля находится на кладбище «Солнечное».
«Неизвестный» батальон
В документальном фильме Новороссийской киностудии «Малая Земля. Как это было», снятом по сценарию новороссийского историка Тамары Юдиной, рассказывается об ожесточенных боях, проходивших на восточной стороне бухты в сентябре 1942 года в промышленной части города. В районе Балки Адамовича и цементных заводов «Пролетарий» и «Октябрь» превосходящие силы врага сдерживал 2-й батальон морской пехоты. Сформированный из разрозненных остатков обескровленных частей батальон родился в ходе уличных боев, явившись удивительным редким примером «инициативы снизу». Для исследователей, краеведов и историков этот факт до сих кажется невероятным. Упоминание об этой безымянной части невозможно найти ни в одном из центральных архивов. Однако бойцы именно этого «стихийного» батальона внесли огромный вклад в остановку гитлеровского продвижения по Черноморскому побережью.
«Незаметные» танки
В книге воспоминаний контр-адмирала В. Проценко «Мгновения решают все», изданной в 1973 году, рассказывается о том, как военным морякам пришлось решать технически довольно сложную задачу – доставку на Малую Землю танков. По предложению механика дивизиона десантных мотоботов воентехника 1-го ранга Василия Дмитриева было решено соединить два мотобота балками, и на полученный настил необычного «катамарана» загонялся танк, который таким образом переправлялся на Малую Землю. Таким образом, удалось скрытно перевести на плацдарм более трех десятков танков. В боях на Малой Земле танки участия не принимали, так как были последним аргументом в случае прорыва гитлеровских войск.
Кустарный цех
В период подготовки штурмового десантного отряда Цезаря Куникова решено было снабдить каждого десантника холодным оружием. Для того чтобы у каждого десантника был свой кинжал, пришлось организовать их изготовление кустарным способом. Холодное оружие предназначалось не только для рукопашных схваток, но и для поражения врагов на расстоянии. «Десантники учились метать кинжалы в цель, — вспоминал об этом командир Новороссийской военно-морской базы Г. Холостяков. – Я сам видел, как это здорово получалось у самого Куникова».
Производство холодного оружия было организовано в кузнице Геленджикской МТС, кинжалы ковали из старых рессор и заостряли на ручном точиле. Возглавил производство куниковского «цеха ножей» главстаршина Николай Кириллов, будущий Герой Советского Союза. Весть о необычном производстве разнеслась по всем кораблям и частям НВМБ. Вскоре цех был расширен, а готовые финки-ножи выдавались по личному распоряжению начальника штаба бригады Аркадия Свердлова или командира базы Георгия Холостякова. Как-то за кинжалами приехал политрук роты разведки Николай Старшинов, пообещавший «резать этими ножами глотки фашистским гадам в их тылу».
Спасительная бочка
Во время Великой Отечественной войны Владимир Филимонов сражался в составе партизанского отряда. После войны он стал довольно известным новороссийским футбольным тренером, среди его воспитанников был Аведис Ватульян, первый мастер спорта по футболу в городе. Во время боев за Крым Филимонов оказался на территории, занятой врагом. По воспоминаниям дочери, он принял участие в трех матчах между офицерской командой вермахта и молодежью полуострова. В каждом матче он выходил на замену во втором тайме, и благодаря его мастерству местная команда постоянно побеждала. После последнего матча вся команда была арестована, но Владимиру Филимонову удалось скрыться, причем довольно оригинальным способом. Когда его вот-вот должны были схватить, он обманул преследователей, нырнув в бочку с водой, в которой просидел до конца поисков. Кстати, в Новороссийске он был не только тренером, сам играл за команду завода «Молот». В 1958 году стал в составе этой команды финалистом розыгрыша Кубка города, за что был награжден коллективной фотографией команды.
Доплыл с ценными сведениями
Разведчик штаба Черноморского флота мичман Павлов до войны был известным пловцом, участвовал в марафонских заплывах на Черном море. Свои навыки он успешно применял в операциях на Кавказском побережье. Как-то он участвовал в десантной операции у села Варваровка под Анапой. Добытые им данные заставили немецкое командование менять всю свою систему обороны побережья Черного моря и в парашютно-десантной операции на майкопском аэродроме в составе диверсионной группы. Также ему довелось находиться в составе десанта Ц. Куникова. Незадолго до штурма Новороссийска с целью изучения системы огневых точек врага и расположения бонов вплавь ночью пересек Цемесскую бухту, скрывался в полузатонувшем доке и с добытыми сведениями возвратился назад, проплыв 12 километров.
Расписались кровью
В книге Л. Брежнева «Малая Земля» автор вспоминает о периоде, когда воевавших бойцов на плацдарме враги решили сбросить в море. Создалось тяжелое положение. Брежнев вспомнил о том, как Военный совет 18-й армии, а фактически он сам, написал письмо-обращение к сражавшимся малоземельцам. «Оно пошло по окопам и блиндажам,- писал будущий маршал. – Люди резали руки и расписывались на нем кровью. Один экземпляр я послал позже И. Сталину, чтобы он понял, как здесь дерутся бойцы». И хотя политруки не так часто отбивали атаку, защищали рубеж, истребляли живую силу или освобождали населенные пункты, но слово, идейно вдохновлявшее бойцов, значило в Красной армии гораздо больше, чем в войсках оккупантов.
Раненые взбунтовались
Корреспондент фронтовой газеты 18-й армии Аркадий Фрам однажды был направлен в командировку на Малую Землю. Группу кинодокументалистов и газетчиков перевозил в сопровождении сторожевых катеров катер № 85, которым командовал старший лейтенант Василий Торопков, который свой первый рейс совершил в ночь высадки десантного отряда Куникова. Через несколько месяцев в составе катера находились одни орденоносцы. Аркадий Фрам вспоминал про тот рейс, когда катер вынужден был вернуться в Геленджик без единого «пассажира», хотя обычно с плацдарма каждым рейсом вывозились раненые бойцы. Оказывается, сами раненые на этот раз взбунтовались, отказавшись эвакуироваться с Малой Земли, решив остаться уничтожать врага.
Мужской хор против призывов сдаться
В один из первых дней боев на плацдарме после бесплодных атак немецкое командование прибегло к психологическому маневру. Вдоль переднего края были установлены громкоговорители. Раздался голос на ломаном русском языке: «У вас нет ни патронов, ни воды. Дальнейшее сопротивление бесполезно. Германское командование гарантирует вам жизнь, а вашим раненым лечение. Если вы проявите ненужное упрямство, германское командование распорядится одним ударом сбросить вас в море. Также не ждите пощады». На плацдарме воцарилось затишье. Усталые бойцы осматривали оружие, пересчитывали патроны. Немцы ждали. И вдруг из балки, где лежали раненые, зазвучала на мотив «Раскинулось море широко» знакомая каждому десантнику песня о Севастополе: «И если, товарищ, нам здесь умирать, Умрем же в бою, как герои. Ни шагу назад — нам нельзя отступать, Пусть нас в эту землю зароют».
Суровый мужской хор помог отбить атаку.