Черноморским пером
Публикации Лазаря Лагина в 1941-1942 годах часто появлялись на страницах газеты Черноморского флота «Красный Черноморец». Хотя официально в штате печатного издания он не числился, работал в политуправлении флота. Но его участие в газете было очень заметно. Историк флотской журналистики Валентина Ходос отмечала, что он стал просто находкой для газеты. Чаще всего его материалы появлялись в юмористическом отделе «Красного Черноморца». Так газета стала рабочим местом политработника Лагина. Здесь он напечатал множество материалов, в том числе известный цикл военных сказок. Врагов он всегда клеймил метким и точным словом, что очень нравилось морякам и пехотинцам всей Приморской армии. Он описывал «подвиги» барона фон Фанфарона, удиралиссимуса Драпалини, советовал захватчикам перед встречей с советскими моряками запасаться кальсонами коричневого цвета. Летом 1942 года редакция газеты «Красный черноморец» оказалась в Новороссийске, и Лагин вновь, как и в Севастополе, попал в гущу событий, где требовалось его меткое слово. Впрочем, в литературном творчестве Новороссийск уже появлялся на страницах его произведений. В 1935 году в серии «Библиотека «Крокодила» вышла его сатирическая книжка «153 самоубийцы», в которую включен его забавный рассказ «Конец карьеры Шерлока Холмса. Последний рассказ доктора Ватсона». В этом произведении нити очередного запутанного дела привели британского сыщика в камеру хранения новороссийского железнодорожного вокзала.
Хочу присутствовать на казни Гитлера
Его фронтовой коллега, журналист и поэт Афанасий Красовский вспоминал: «Я тогда был молоденький морячок-корреспондент, глядел на него, как на Бога. Он же был автором волшебной повести, которую читали во всех окопах. И когда он появлялся на огневых позициях, хоть в Одессе или Севастополе, Керчи или Новороссийске, ему вслед неслось: «Смотрите, Хоттабыч идет!» Уже во время боев за Новороссийск Лагин завершил свою повесть «Трое уходят в море», которая публиковалась в нескольких номерах газеты «Красный черноморец». Повесть была выпущена Воениздатом и Военмориздатом под названием «Броненосец «Анюта». Художественное оформление к этой книге сделал художник Борис Пророков, с которым писатель познакомился во время боев на Малой Земле. Словами своих героев он поднимал дух бойцов, вселял надежду на победу над врагом. Вот как он описывал мечту тяжелораненого бойца: «Умирать ему очень не хотелось. Ему еще очень многое хотелось. Ему еще нужно было бить немцев до полной победы, жениться на Мусе, пожать руку Сталину, поступить в вуз, написать книгу о боях и обязательно такую, чтобы заткнуть за пояс всех писателей, прогуляться по побежденному Берлину, побывать в Москве и Америке, присутствовать на казни Гитлера, изобрести снайперский портативный пулемет с оптическим прицелом и повидаться с матерью и братишкой». По существу, это была мечта многих краснофлотцев, да и самого майора Лазаря Лагина.
Память моряка
В сентябре 1943 года Лагин принимал участие в Новороссийской десантной операции. Многие его газетные очерки заканчивались словами «геройски погиб» или «геройски погибла». Он писал о командире отряда морских пехотинцев Константине Ольшанском, о медицинской сестре, черноморской морячке из Новороссийска Евгении Хохловой.
После войны бывший фронтовой журналист не раз посещал места боев в Крыму и на Кавказе, видел, как возрождались разрушенные города. О героях-черноморцах он писал и после войны. Дочь писателя Наталья в одном из своих интервью рассказывала, что в 70-х годах, когда со дна Черного моря подняли советскую подводную лодку, погибшую в годы войны, в кармашке на груди одного из матросов обнаружили фрагмент газеты с отрывком поэмы Лагина «Ночь в контрразведке».
«Старик…» и другие
Свою знаменитую сказку, впервые опубликованную в журнале «Пионер» в 1938 году, писатель затем неоднократно дополнял и исправлял. Если ее книжный дебют состоялся в 1940 году, то в 1950-1960-х годах «Старик Хоттабыч» издавался еще более двух десятков раз, при этом объем произведения вырос почти в два раза из-за требований сталинских цензоров. В середине 1950-х годов Лагиным был написан сценарий, по которому на киностудии «Ленфильм» вскоре был снят очень популярный цветной фильм-сказка, имевший успех у зрителей и удостоенный нескольких наград кинофестивалей в Москве, Ванкувере и Панаме. Кстати, несколько актеров из фильма про старика Хоттабыча знакомы новороссийским зрителям не только по этой картине. Так, исполнитель главной роли джинна Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба Николай Волков снимался в Новороссийске еще в 1941 году в фильме «Морской ястреб». Евгений Весник, сыгравший роль милиционера, также снялся в Новороссийске в одной из ролей в фильме «Это мы не проходили», а исполнившая роль продавщицы мороженого в цирке Зинаида Шарко несколько лет своего довоенного детства проживала в нашем городе. Пионер «Волька ибн Алеша» имел реального прототипа – единственного сына известного советского скульптора Веры Мухиной, с которым писатель познакомился задолго до написания сказочной истории. Его юный друг долго болел в детстве, и Лагин часто рассказывал тому арабские сказки: о грозных султанах и красавицах-рабынях, о волшебстве и несметных сокровищах. Мальчику нравилось, что гость обращался к нему по имени-отчеству, но на восточный манер: Волька ибн Алеша.
Кинодинастия котов
В семье писателя очень любили кошек. Выступая перед читателями, писатель всегда рассказывал о своих котах. Он настолько привязался к домашней кошке Филумене, что даже начал писать от ее имени острую повесть о культе личности, в которой события происходят в 1952 году. Также в семье жил кто по кличке Кузя, который попал в дом Лагина от кинорежиссера Леонида Гайдая. Кузя был не простой кот, а потомственная кинозвезда. Как писала в одном из очерков о Лагине заслуженный работник культуры Республики Крым Нелли Канивец, мама Кузи, кошка Багира, снималась в «Бриллиантовой руке», а папа, кот Шануар, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Сам Кузя принял участие в создании сериала «Место встречи изменить нельзя». Появляющаяся в эпизодах «черная кошка» — это и есть Кузя. У него оказалась большая творческая биография, он снялся еще в трех фильмах.
Шпионские страсти
В конце 1960-х годов по сценарию Лагина был снят черно-белый мультфильм для взрослых «Шпионские страсти», высмеивающий в пародийном ключе существовавшие штампы отечественных и зарубежных детективов. Сюжет его, конечно, несколько наивен. Шеф одной иностранной разведки Штампф, замученный зубной болью разработал «гениальный» план похищения, созданного в СССР зубоврачебного чудо-аппарата. Для этого он к выполнению задания привлекает лучших агентов – шпиона Штампса, резидента Штампке, секретаря зарубежного посольства Штампи. О секретном плане становится известно генералу Сидорцеву, который подключает к делу полковника Сидорова, капитана Сидорина и лейтенанта Сидоркина, сумевших при помощи бдительных советских граждан сорвать коварные планы врага.
Путевки в жизнь
Кинорежиссер Галина Аксенова так писала о Лагине: «Он любил открывать новые имена талантливых людей и считал эту работу большим и очень ответственным трудом. Благодаря ему в печати появились многие произведения М. Зощенко и А. Алексина. В свое время он дал путевку в жизнь роману «Разгром» А. Фадеева, а намного позже буквально «вытащил из корзины» забракованную критиками первую повесть братьев Стругацких «Страна багровых туч». Его дом часто посещали писатель Александр Бек (первый редактор новороссийской окружной газеты, предшественницы «Новороссийского рабочего»), художник Леонид Сойфертис (высаживался с морскими пехотинцами на Малую Землю) и многие другие.
Наша справка. Лагин Лазарь Иосифович (1903-1979), писатель, поэт, ведущий представитель советской сатирической и фантастической литературы. Настоящая фамилия – Гинзбург. Работал в газете «Правда», журнале «Крокодил». Член Союза писателей СССР (1936). Принимал участие в обороне Новороссийска. Его произведения переведены на 20 языков мира, а «Старик Хоттабыч» издавался более 50 раз.
Цитаты из произведений Л. Лагина. Наследить в литературе и оставить в ней след – совсем не одно и то же. Одни строят, другие пристраиваются, третьи устраиваются. Чтобы скрыться, ей было достаточно стереть со своего лица косметику. Червяки орлов не боятся, они боятся кур.