Уговорили подписать документы

Когда я слушаю подобные истории, то понимаю, как тяжело порой бывает пожилому человеку. Лишённые молодого чутья, а порой и разума, люди в возрасте нередко попадают в страшные ситуации. Сейчас в Приморском районном суде Новороссийска слушается дело  Ариадны Самсоновны, которая оказалась без своей однокомнатной квартиры.

Историю своей трагедии мне рассказала лично героиня этого очерка. Ей почти 94 года, но женщина для такого возраста в хорошей физической форме: сама передвигается по городу, обслуживает себя и, слава богу, ясно мыслит. Личная драма не позволила женщине иметь детей, поэтому она всю свою жизнь нянчилась с племянниками, а затем и с внуками и правнуками своих двоюродных родственников.

В числе ее любимиц была внучатая племянница Марианна, проживающая с сожителем и сыном в станице Каневской. Ариадна Самсоновна с удовольствием навещала родственников в станице, как она говорит, всегда приезжала с подарками, тащила полные сумки продуктов, всегда была щедрой, помогая семье материально, благо, что пенсия у участника войны, ветерана труда и инвалида второй группы хорошая.

В один из приездов бабушки племянница вместе со своим сожителем уговорила ее подписать какие-то документы. Сейчас Ариадна Самсоновна говорит, что толком и не ведала, под чем ставила свою подпись. После этого родственники поскорее выпроводили бабушку домой в Новороссийск, выключили телефоны и больше никогда не выходили на связь.

Обещания оказались ложными

— Сожитель племянницы Ариадны Самсоновны пообещал за ней ухаживать в старости, и, как поняла пожилая женщина, предложил подписать договор ренты. Копию договора, который был оформлен в станице Каневской, на руки он не дал, — рассказывает адвокат бабушки Виктор Григорьев.

Когда адвокат стал изучать это дело, сделав запросы в советующие структуры, выяснил, что его доверительница подписала вовсе не договор ренты, во что она свято верила, а купли-продажи ее квартиры на улице Московской с сожителем своей племянницы, по которому он якобы передал ей два млн рублей. Однако бабушка, как она утверждала, никаких денег не получала.

— Они подло со мной поступили, — плачет ветеран войны. – Сожитель племянницы сказал соседям, к которым я дозвонилась, что в мае приедет выселять меня из квартиры. Никуда я отсюда не пойду!

— Ариадна Самсоновна хочет в судебном порядке признать сделку недействительной и вернуть свою квартиру назад, — продолжает Виктор Григорьев. – Первое заседание суда уже состоялось, но на него новый хозяин квартиры не приехал.

Есть ли надежда вернуть жилье обратно?

Не знаю, как вам, а мне по-человечески было жаль старушку. Как и многие другие пожилые люди, она мечтала лишь о помощи в старости, внимании, которое она заслужила, а получила хлопоты и расстройства. Но есть ли у бабушки надежда на то, чтобы вернуть жилье обратно? Какова практика рассмотрения подобных дел в судебной системе?

— Очень редко суд все же признает подобные сделки недействительными, — говорит адвокат. – Суды в основном считают, что человек, который идет к нотариусу или МФЦ, понимает, под чем он ставит подпись.

До решения суда не дожила

Вот и ровно год назад газета «Новороссийский рабочий» описывала историю еще одной пожилой женщины — 84-летней Зинаиды Кошкиной, которая лишилась сразу двух квартир. Ее дела слушались в новороссийских судах. Одна из квартир – на Сухумском шоссе, оставшаяся Зинаиде Ивановны после умершего мужа, была передана ею по договору ренты молодой женщине, приятельнице Кошкиной, а вторая квартира – умершего сына пенсионерки – была якобы подарена старушкой одной из сожительниц умершего. В обоих случаях Кошкина, как она утверждала на судах, не ведала, что она передала чужим людям. Через некоторое время старушка осознала, что совершила ошибку. Ведь у нее есть брат, который мог бы стать наследником имущества.

Защитник пенсионерки попытался доказать в суде, что эти сделки были совершены в результате заблуждения сильно пожилой Кошкиной, и чужие люди действовали не в интересах Зинаиды Ивановны, а исключительно в своих. И по одному суду квартира осталась за пенсионеркой. По второй квартире суды продолжаются, находятся в апелляционной инстанции. Правда, бьется за квартиру уже не Зинаида Кошкина, а ее двоюродный брат, который стал ее правопреемником. Героиня моего репортажа, увы, уже скончалась в мае 2020 года.

Дочь выгнала отца в подвал

В наше время подобных историй тьма. Не нужно смотреть центральные телеканалы, где в последние годы зачастили передачи и шоу об отъеме жилья у стариков.

— Пришел ко мне дедушка, он подарил после смерти супруги дом с земельным участком своей родной дочери. В одной половине она проживает сама, а в половине отца сделала ремонт и запустила туда квартирантов. Старика выгнала жить в подвал, — рассказывает свежую историю Виктор Григорьев. – Дедушка плачет, а сделать ничего не может. Не ожидал он, что родная дочь с ним так поступит.

На днях к адвокату обратилась еще одна пожилая жительница Новороссийска. Она лишилась квартиры через запутанную многоходовку, которую предстоит распутать в ходе судебного заседания. Бывшая ее работодательница втерлась в доверие и уговорила бабушку оформить квартиру на третье лицо. Когда пожилая женщина поняла, что она сделала, побежала по адвокатам возвращать жилье обратно.

Несколько полезных фактов

  • Судебная практика выделяет три самых распространенных способа завладения имуществом пожилых собственников жилья. Наиболее распространенный прием преступников — это переоформление жилья в свою пользу путем введения в заблуждение и обмана.
  • Сначала мошенники втираются в доверие, располагают к себе пожилых собственников, обещают им богатую и счастливую старость. А потом взамен просят подписать договор. Стариков заверяют, что их квартира останется в их полном владении. И что оснований для беспокойства нет. Но злоумышленники подсовывают договоры купли-продажи, заранее ознакомив с иным договором, например, пожизненного содержания с иждивением или аренды.
  • В большинстве случаев старики вообще не смотрят, что они подписывают. Ведь они полностью доверяют обхаживающим их преступникам. После переоформления квартиры продаются, а новые собственники стариков выселяют.
  • Еще один популярный способ завладения жильем стариков — это кража или фальсификация документов. Мошенники обхаживают пожилых собственников, заботятся о них, дружат. И попутно выведывают информацию о наличии или отсутствии родственников, хороших знакомых, узнают место хранения документов.
  • Под предлогом более тщательного ухода или оказания различных услуг стариков уговаривают подписать доверенности. Потом они в действительности используются для переоформления жилья на мошенников.

Описанные истории должны стать уроком тем людям, которые сделали своим бизнесом услуги присмотра за стариками в расчёте унаследовать их имущество. Помните, что бабушки могут и передумать.