Первоисточник жив до сих пор!

«Как шутит один мой знакомый краевед, до 1838 года в Новороссийске проблем с водой не было. Но это не совсем так! После высадки десанта генерала Раевского в районе современной площади Героев был найден вполне пригодный источник питьевой воды. Генерал подчеркнул, что он «достаточный для всякого отряда». Стоит сказать, что в одном из дворов по переулку Мичуринскому до сих пор круглосуточно насос откачивает родниковую воду.

Можно с уверенностью сказать, что вплоть до конца 19-го века водопровода в городе не было, и люди пользовались многочисленными колодцами. Сохранились фото дореволюционного каптажного колодца, который построен на русле подземной реки. Вероятно, это тот самый подземный источник, которым пользовался гарнизон генерала Раевского с самого начала основания Новороссийска. Удивительно, но колодец сохранился до наших дней. Возможно, если его расконсервировать, будет вполне в рабочем состоянии. Расположен он на аллее на улице Советов.

фото предоставлено автором публикации

Пошла на пользу самостоятельность

После открытия в 1888 году железнодорожного сообщения в Новороссийске в связи с возросшим населением воду в город стали подвозить по железной дороге из поселка Верхнебаканского. Просуществовав 30 лет, Черноморский округ в 1896 году выделился в самостоятельную Черноморскую губернию и вышел из состава Кубанской области.

Это изменило экономическую жизнь Новороссийска к лучшему. В городе стали появляться новые заводы, резко увеличилось число его жителей. Новороссийский порт выходит в число крупнейших портов России. Именно с 1896 года в архиве появляются документы, которые говорят о желании городских властей найти способ решения нехватки в городе воды и построить водопровод.

Вода пошла самотеком

Отчет комиссии по проблеме водоснабжения 1899 года установил, что потребность города в питьевой воде на данный момент составляет 10 тысяч ведер. И решить ее сможет постройка первого в городе водопровода из Вербовой Балки. Судя по архивным документам, этими вопросами занимался инженер по фамилии Шмелев, возможно, он и есть первый проектировщик водопровода в Новороссийске.

Начало строительства водопровода обозначено в документах как 1900 г. Трубопровод имел общую длину 16,7 км, состоял из глиняных труб и был проложен из Вербовой Балки (это район 5-й Бригады вниз по ул. Волгоградской) в центр города без использования насосов, только за счет перепада высот. Конечным пунктом водопровода были две водоразборные будки.

Первая водоразборная будка находилась на месте нынешнего планетария в парке Ленина, тогда это была Церковная площадь, которую часто называли Соборной.

А если восстановить историческую справедливость, тоСоборной площадью называлась ныне Октябрьская площадь. И там находилась вторая водоразборная будка — Генуэзская башня, сохранившаяся только на фотографиях.

фото предоставлено автором публикации

Насколько все-таки универсальной постройкой оказалась эта башня, построенная, по моему глубокому убеждению, около 700 лет назад. Сначала она служила генуэзцам и российским войскам, в частности в период Крымской войны в 1855 году. Затем башню приспособили для проживания первых чешских переселенцев в 1870-е. И третье рождение этого шедевра средневековой архитектуры – создание водоразборной башни. Она стала частью первого в истории Новороссийска водопровода из Вербовой Балки.

К слову сказать, собственники гаражного кооператива по ул. Волгоградской до сих пор пользуются родниковой водой Вербовой Балки, а сам водопровод просуществовал вплоть до Второй мировой войны.

Воды не хватило на всех

По настоянию Черноморского губернатора (1901—1904) Евгения Николаевича Волкова в пойме реки Цемес соорудили два каптажных колодца значительных размеров. Глубина превышала десять метров, диаметр — шесть метров. Стены колодцев, как и требовалось, выложены были из камня, а днище устлано гравием, дабы обеспечивать дренажное наполнение колодцев от грунтовых вод Цемесской долины.

фото предоставлено автором публикации

Уже позднее воду из этих колодцев в город станут качать по водопроводу насосами. И водопровод станет главным для обеспечения центральной части Новороссийска.

Проектирование второго городского водопровода принадлежит тогда еще молодому архитектору Семену Акимовичу Каллистратову, который после учебы в Лозанне приехал жить в Геленджик. В 1911 году вступил в строй второй городской водопровод из Цемесской долины общей длиной 20,2 км. Но, как сказано в документе, «расчеты на полное водоснабжение города из Цемесской долины не оправдались».

фото предоставлено автором публикации

Вода создала особое пиво

Новороссийск рос, развивался и страдал от жажды. Еще в дореволюционное время на наиболее интенсивных горных источниках по дороге на Кабардинку приступили к сооружению каптажных водосборников, объединенных сетью трубопроводов. Вода была изумительного качества и вкуса! Новороссийское пиво так нравилось населению именно благодаря вкуснейшей воде из Пенайских источников.

фото предоставлено автором публикации

Уже после 1974 года, когда открылся новый пивзавод по ул. Куникова, а здание первого завода на балке Адамовича стало филиалом, старый завод продолжал использовать Пенайскую воду. Потому что старожилы были уверены: пиво, сваренное на пенайской воде, вкуснее!

Пыталась даже советская власть…

При советской власти проблема водоснабжения Новороссийска была вновь поднята. И в 1923 году власти дали добро на строительство Пенайского водопровода. В 1929 году по чугунным трубам вода под напором пошла в центр города. Однако ввод 24-километрового водовода не решил проблему. Предприятия Новороссийска по-прежнему доставляли воду для своих нужд морем или железной дорогой, да и в домах не всех горожан было постоянное водоснабжение. 

В военные годы, когда начались бои за Новороссийск, советские бойцы вывели из строя Цемесскую насосную скважину и перекрыли Пенайский водопровод, так что немецко-фашистские захватчики остались в городе без воды. При отступлении гитлеровские войска взорвали сооружения Цемесского водовода. В Новороссийске наступила засуха…

Танкеры перевели под воду

фото предоставлено автором публикации

В послевоенное время были предприняты попытки протянуть водовод в город, но не все они были успешными. В 1958 году закончилось строительство второго Пенайского водовода, а в 1959 году была пущена первая очередь Неберджаевского водопровода. Но и этого было недостаточно: горожанам по-прежнему подвозили воду бочками.

В Новороссийске всегда были перебои с водой, но в 1968 году случилась просто катастрофа – опустело единственное водохранилище. Где брать воду? Начали возить машинами из озера Абрау, однако очень скоро этот вариант пришлось признать бесперспективным – изумрудный водоем стал мелеть на глазах. Городская власть искала выход, и он нашелся: доставлять воду танкерами из Туапсе и Сочи. Нестандартную идею использовать танкеры в роли водовозов на одном из совещаний предложила заместитель председателя горисполкома Алла Шиловская.

Капитан Новороссийского морского пароходства Николай Иванов вошел в историю города, участвуя в рейсах, которые 50 лет назад сам считал, мягко говоря, непрестижными: несколько месяцев его танкер «Маршал Бирюзов» возил… воду.

Из воспоминаний капитана:

— У нас были крашеные танки, в которых можно было транспортировать любые масла, они легко моются. Этот фактор стал решающим. Я тогда только принял «Маршал Бирюзов» и первый рейс за водой, конечно же, запомнил навсегда: на дворе декабрь, задувает норд-ост, а мы везем в Новороссийск 21 тысячу тонн воды. К пассажирским причалам морвокзала были протянуты две трубы, чтобы воду сбрасывать прямо в городские сети. 

— Да, так и ходили вперед-назад. Новороссийцы дни считали до нашего возвращения, потому что тогда, раз в четыре или пять дней, у них в кранах появлялась вода. Команда хоть и сознавала жизненную необходимость таких «челночных» рейсов, но радости от этого не испытывала, ведь каботажные рейсы, в отличие от заграничных, валютой не оплачивались. Город вошел в положение, компенсировал экипажу потери в зарплате из бюджета. Но мы все равно просились в море, в итоге «Маршал Бирюзов» ушел в загранплавание, а за водой стали по очереди ходить другие суда. Вернувшись в Новороссийск, я был назначен капитаном танкера «Николай Подвойский» и опять отправлен на водную эпопею. Конец ей положили только весенние дожди – Неберджай наполнился, и собственное водоснабжение наладилось. И это очень хорошо, потому что Туапсе и Сочи были не в восторге от такого потребителя, как Новороссийск: их запасы воды тоже небезграничны.

Думали, что нашли выход

Весной 1969 года началось строительство 67-километрового водопровода из Троицкого водозабора, а именно артезианских скважин на левом берегу реки Кубань глубиной 120 и 360 м. «Большая вода» пришла в Новороссийск в ноябре 1971 года, по этому случаю горожане даже вышли на общегородской митинг. Дорогой Леонид Ильич Брежнев отправил горожанам поздравительную телеграмму, а городской архитектор Наджарян и талантливый скульптор Чилингарян установили на набережной памятник «Дарующая воду». В 2006 году скульптуру полностью заменили в связи с разрушением первоначальной. Автором нового памятника является А. Суворов.

фото предоставлено автором публикации

После запуска второй очереди Троицкого водовода проблема с водой в городе Новороссийске практически решилась. Но счастье было недолгим: в конце 80-х население города резко выросло, из-за чего воды снова стало не хватать.

Команда «Somewhere in Russia» предлагает вам отправиться в историю водоснабжения города Новороссийска и увидеть все своими глазами.

Есть ли шанс у Новороссийска получать воду круглосуточно