Букеты – к лапам и хвостам

«Навеки в нашем сердце, верный до последнего вздоха, 27.06.2011-30.05.2019 гг.». Металлическая табличка с фотографией умершего Ралли венчает могилу, усыпанную искусственными цветами и игрушками. Видать, хозяева ротвейлера очень любили своего верного друга и часто навещают могилу усопшего до сих пор. Она выглядит вполне себе ухоженной даже после сильного норд-оста.

Побродить по стихийному кладбищу домашних животных, между Бимами и Блэками – это еще то путешествие. Есть могилы совсем простые: фанерная табличка с написанной от руки краской кличкой четырехлапого друга – Пират, Найда, Тимофей, Кокос — и датами появления на свет и смерти. Есть вполне себе богатые «надгробия», изготовленные на заводских табличках с персональной фотографией и выгравированными датами жизни и смерти. Вот здесь схоронена Герда, на могилке трогательная ее фотография, лежат игрушки и пластмассовые цветы.

А вот целая группа могил, над которыми высятся… православные кресты. Подхожу ближе. Здесь захоронен йорк Дакки, умерший 11.05.20 года, совсем рядом, тоже под крестом, покоится собачка (порода не указана) по кличке Карина, прожившая с 2004 года по 2017 год.

Есть среди могилок животных надгробия – примитивные образцы каменотесного искусства, выполненные из новороссийского песчаника. Вот плита, вмонтированная в каменное надгробие из трескуна. Рядом стоит деревянная скамеечка, на которой в лесной тени можно посидеть и вспомнить хвостатого друга.

Некоторые хозяева не заморачиваются с пристанищем для усопших и приколачивают таблички с кличками своих питомцев прямо к деревьям, а хоронят тут же, под ними. А вот могилка сиамского котика Сени с очаровательной его фотографией. Могилки с котиками в этом месте, — скорее, редкость. В основном здесь нашли свое последнее пристанище собаки.

Шакалы грабят могилы

Кладбище находится на склоне горы на Маркотхском хребте над Мефодиевкой, как раз по дороге на Неберджай. Его хорошо видно прямо с грунтовой дороги. Могил довольно много, возможно, уже около сотни. Мы продолжаем идти по склону в сторону Неберджая. Некоторые могилы уже разрыты шакалами, то здесь, то там валяются кости. Усопшую колли Лауру уже съели дикие хвостатые родственники. Вот череп и стальной намордник, рядом тряпки, в которые, вероятно, было завернуто тело чей-то собачки.

Местные жители, проживающие в этом районе Мефодиевки, не сильно довольны таким вот соседством.

— Раньше мы сюда приезжали отдыхать, жарили шашлыки, по этим склонам бегали дети, — говорит нам житель улицы Васенко Андрей Верещагин. – А теперь отдыхать здесь уже как-то неловко.

Верещагин рассказывает, что сильно разрослось кладбище в последние годы, после того, как была закрыта трасса на перевал Семь ветров. Эта дорога — вверх по ул. Васенко — осталась единственной в городской черте, ведущей на Маркотх. Народ, видать, присмотрел здесь укромное место для захоронений.

Беспокоятся местные и из-за нарушения санитарных норм. Мало ли от чего сдох хвостатый дружок. Вдруг какая-то зараза?

Кремируй и спи спокойно

— Захоранивать умерших животных в лесах или на своих личных земельных участках категорически запрещено, — говорит мне директор МУП «Полигон» Шахабид Шахабидов. –  Это нарушение российского законодательства – загрязнение почвы и почвенных вод. Кремацией животных занимается наше предприятие. У нас имеется специальная печь, где мы кремируем животных, есть как общая, так и индивидуальная процедура.

Поинтересовалась я и ценами на эту услугу. Общая кремация стоит 900 рублей. А вот за «индивидуалку» придется выложить 5500 рублей (собака) и 4000 (кошка). Мне пообещали, что за телом даже приедет специальная машина, которая потом доставит и урну с прахом заказчику услуги.

— Для большинства нормальных собаководов собака — член семьи, к которому испытываешь чувство привязанности и любви, — говорит инструктор по дрессировке, председатель краевой общественной организации любительского собаководства «Полли» Игорь Карацуба. – Мне, например, понятно, почему эти люди хоронят своих умерших питомцев, обустраивают надгробия и потом приходят навещать могилу. Кладбище домашних животных Новороссийску определенно нужно. Я знаю некоторых собаководов, которые пожелают захоронить свое умершего друга на специальном кладбище, не пожалев на это средств.

Я поинтересовалась у Игоря Карацубы, решает ли обозначенную проблему кремация питомцев, которую выполняет МУП «Полигон».

— Ни один ответственный владелец не отдаст свое животное на кремацию, если он сам лично не сможет присутствовать на этой процедуре. А, как известно мне, на территорию этого предприятия не пускают. Нам очень важно, чтобы нам отдали прах именно нашего питомца, а не абы кого из общей печи, — говорит инструктор.

В Москве уже есть «Сад воспоминаний»

Опыт организации подобных кладбищ — с могилами и надгробиями — есть в Подмосковье, где оно действует с 2007 года. Но перед захоронением тела животных сначала кремируют. Стоит эта услуга для животного весом до 10 кг — 4 тысячи. Еще хозяину придется заплатить за урну — от 100 рублей за пластмассовую и до 2500 за керамику. Ячейка в колумбарии стоит 4500 рублей. Плюс ежегодный взнос за ее обслуживание — еще столько же. Табличка с кличкой, датами, памятными словами обойдется в 3 тысячи. Самая дорогая — из керамогранита: 11600 рублей. Есть в наличии и готовые монументы, стоят они от 15000 рублей. Захоронить животное в могиле стоит от 6000, и столько же составляет ежегодный взнос. Есть здесь и особое место для богатых клиентов — VIP-зона, на которой размещается «Аллея героев»: здесь покупают место для любимого питомца особенно трепетные хозяева. Место стоит 12 тысяч.

Кремировать, но не закапывать!

Но что думают об этой проблеме в коридорах власти Новороссийска? Есть ли планы у города по поводу строительства подобного скорбного места? Начальник управления городского хозяйства Александр Павловский сказал, что пока в регионе нет такого закона, позволяющего обустраивать кладбища для животных.

— По закону новороссийцы должны умерших животных кремировать, но не закапывать их в лесах, — сказал Александр Викторович. – Районная власть уже знает об этой проблеме на Мефодиевке. Мы будем думать, как ее решить, — завершил свой комментарий чиновник.

Уважаемые читатели газеты «Новороссийский рабочий»! Наверняка каждый из вас сталкивался с такой проблемой. Как вы ее решали? Куда девали тела умерших питомцев? Нужно ли Новороссийску официальное кладбище домашних животных? Ждем ваши мнения по телефону: 61-41-05.