Как бы тяжко ни было автомобилистам искать место для стоянки машины, но это не повод занимать места, предназначенные для авто людей с ограниченными возможностями здоровья.
Корреспонденты «НР» приняли участие в рейде. Мы выдвинулись в район стоянки у гипермаркета «Магнит», что на улице Мира.
Маневр от налога
Но по пути инспекторы ДПС Алексей Кокконен и Дилявер Тороз остановили водителя на «Ауди» седьмой модели. Специальная аппаратура, находящаяся в салоне патрульного автомобиля, подсказала: иномарка находится в розыске. В чем же причина? Неужели угон?
На самом деле, поясняют инспекторы, все намного сложнее. Хозяин авто в августе снял иномарку с учета, она числилась на его супруге. И хотел оформить на себя. Но не оформил. И так поступает теперь немало водителей, чтобы «скрыться» от налогов. Иномарка пока что «висит в воздухе», хозяин активно ею пользуется, а налоги не платит. Но эту схему уже раскусили и теперь у правоохранителей есть специальная программа. Вот мы приблизились к иномарке, а на планшете инспекторов высвечивается информация.
Водитель, конечно, возмущается, буквально «кипит»: Как это так? Он просто не успел снова зарегистрировать автомобиль как положено.
Но, выслушав объяснения полицейских, добровольно снимает номера. К слову, налог на такую машину немаленький – около 70 тысяч рублей в год. Вот и решил человек «сэкономить». Но такая «бережливость» выходит боком: постановка своего, считай, автомобиля на учет, госпошлина, плюс штрафы. Да и налог никто не отменял!
Такси не на месте
Едем дальше и останавливаемся возле гипермаркета. Картина здесь, увы, типичная. Места для инвалидов оккупировали таксисты.
Водитель машины с «шашечками» по имени Вазген пытается оправдаться: «Я же жду пассажира, клиента, который потребовал стоять именно здесь и ни метром дальше. А клиент всегда прав! И вообще, откуда я знаю, может, он действительно инвалид?»
Интересуюсь у инспекторов: как быть в таком случае?
— На данный момент водитель в машине один, никаких доказательств тому, что он ожидает пассажира-инвалида нет, — поясняет Алексей Кокконен. – К тому же возле гипермаркета, по правой стороне, выделена полоса, куда может подъехать таксист, чтобы забрать клиента либо высадить. И никаких запрещающих знаков нет.
На водителя между тем составляют протокол. Штраф за то, что занял место, предназначенное для машины человека с ограниченными возможностями, — от 3 до 5 тысяч рублей.
— Заказ потеряю, штраф заплачу, рейтинг в компании потеряю, — сокрушается водитель такси, попутно сетуя на то, что в городе не хватает парковок. Например, в 14-м микрорайоне, на Анапском шоссе, на улице Кутузовской, в районе магазина «Дом». Больше всего мужчину возмущает, что нарушают многие, а он вот «попал».
А мы тем временем подходим к следующей машине такси. У водителя есть удостоверение, он инвалид второй группы.
— Имеет ли право инвалид занимать это место, если он занимается коммерческой деятельностью? – задаю вопрос инспекторам.
— Да, имеет. У него рабочая группа инвалидности, здесь нет нарушения закона, — разъясняют они.
— А что мне делать? Пенсии не хватает, — рассуждает таксист.
Еще один мужчина с сумками загружает покупки в свой автомобиль. Оказывается, его иномарка стоит на законном основании. Николай Васильевич — инвалид третьей группы.
— Как часто места для людей с ограниченными возможностями заняты? – интересуемся мы.
— Если поблизости находится наряд ДПС, — припарковаться можно свободно, — делится собеседник. – Но если полицейских поблизости нет, то и места для инвалидов все заняты, и не только машинами инвалидов.
— Как вы относитесь к лозунгу: «Забрал мое место – забери мои болезни»?
— Я никому не желаю болеть, — говорит мужчина. – Конечно, очень обижает, когда водители нагло занимают места для инвалидов, а мне приходится сделать не один круг, чтобы найти место для парковки.
Пусто не бывает
Еще одно место, которое мы посетили, — парковка возле поликлиники №1. Там выделено несколько мест для машин людей с ОВЗ. Но практика показывает, что там часто паркуются обычные водители. Мест на улице Коммунистической почти никогда нет, вот и «ныряют» люди в чужие карманы.
Кстати, ранее разметка, обозначающая места для инвалидов, была полустертая, еле-еле ее было заметно. После того как улицу Коммунистическую отремонтировали в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», четко видна разметка и все обозначения. Более того, ранее по левой стороне улицы нельзя было парковаться. Теперь знак убрали. Также есть парковка (увы, платная) здесь же, возле нового торгового центра. Но, судя по всему, не каждый хочет платить.
Вот, например, водитель «Жигулей шестой модели Вадим Дмитриевич. Восемнадцатилетний водитель ведет себя скромно, сетует, что не обратил внимания на знак, машину ему подарил дядя, а вот штраф он будет выплачивать из собственной зарплаты.
Очень долго вызванивали инспекторы владелицу иномарки, телефон пробили по базе. Женщина находилась в больнице вместе с бабушкой–инвалидом. Но знака «инвалид» на машине не было.
— В регистратуре сказали, что врач на дом не придет, пришлось ехать, — распереживалась за внучку пожилая женщина. – Разве мы в чем виноваты?
— Если водитель сопровождает инвалида, он имеет право припарковаться здесь, — разъясняют полицейские. – Но должен быть опознавательный знак (их выдают через соцслужбу) или можно положить под стеклом удостоверение инвалида. Тогда машину не увезет эвакуатор и не придется выплачивать штраф.