Без проекта никуда

В предыдущие годы эта проблема решалась незаметно для общественности и без ущерба для экосистемы. И делал это обычный экскаватор. Замывало проран волной? Ковш экскаватора вполне справлялся с этой работой. Теперь же нужны проекты и ответственный, кто имеет право вмешиваться в судьбу памятника природы. Но пока этот ответственный никак не найдется. Около года бьются новороссийцы, но по сути ничего не меняется.

Стоит объяснить, почему экологи и неравнодушные жители так обеспокоены. Озеро Соленое — детский сад для мальков рыбы. Но, подрастая, она не может выйти в море.

— Проран должен быть открыт все время для свободной циркуляции воды, — пояснил эколог, член экологического совета при губернаторе Краснодарского края Вениамин Голубитченко. — Чем больше времени он будет открыт, тем лучше это скажется на состоянии флоры и фауны Суджукской лагуны. Осень – это время наибольшей активности миграции рыб. Мальки, которые нагулялись, должны выйти в море. Им нужен для зимовки больший водоем, потому что в малом неглубоководном температура воды резко может упасть, есть вероятность промерзания или замора. Из-за того что нет водообмена с морем, может произойти и кислородное голодание, а значит, рыба может погибнуть. Именно поэтому вся рыба с мелководных водоемов осенью выходит в большие.

Если сократится популяция рыбы, это может привести к массовой гибели птиц, которые прилетают зимовать на Суджукскую лагуну: им просто нечего будет есть. Кстати, на лагуне постоянно живет, останавливается на пролете и зимует более 100 видов птиц, из них 20 – краснокнижные.

Суд назвал ответственного

Казалось бы, точку в яростных спорах о том, кто должен расчищать проран, поставил суд, назвав в качестве ответственного министерство природных ресурсов Краснодарского края. В решении суда было четко сказано, что проран должен быть постоянно открыт, а его ширина должна составлять 30 метров.

Именно тогда многие неравнодушные жители города выдохнули, решив, что раз судом четко определено лицо, которое отвечает за состояние памятника природы, то теперь все будет приведено в порядок. Однако на деле решение суда никоим образом не изменило ситуацию. За состоянием прорана никто не следит по сей день. Хотя с момента принятия решения прошло уже 5 месяцев (суд прошел в июле).

Но сейчас у жителей города возникает вполне логичный вопрос о том, кто же откроет проран? Ведь время не терпит. Но ответа на этот вопрос нет.

Может, арендатор? 

В редакцию «НР» обратился Иван Карпенко, он рассказал, что в Краснодаре прошел суд, который определил, что проран должен открывать арендатор пляжа. Неравнодушный житель города предоставил документы, в которых сказано, что охранные мероприятия на косе должно выполнять конкретное физическое лицо.

Я связалась с представителем арендатора пляжа, сотрудником ООО «Лилия-Р» Денисом Румянцевым. Он был удивлен появившимся в сети постам и документам, которыми апеллирует Иван Карпенко.

— Эти документы не имеют к нам никакого отношения, — пояснил Денис Румянцев. – Суд шел в отношении другого субъекта, который тоже является арендатором земли на Суджукской косе. Все арендаторы должны выполнять охранные мероприятия, так как арендуют землю памятника природы. Возможно, именно это и ввело читателя «НР» в заблуждение. Что касается ООО «Лилия-Р», то нам министерство природных ресурсов Краснодарского края никаких требований не выдвигало. Ни через суд, ни в каких-либо других формах.

Получается, что за проран и по сей день отвечает минприроды? Чтобы расставить все точки над i, я от лица редакции «НР» отправила запросы и в минприроды, и в Азово-Черноморскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Первое ведомство, согласно постановлению суда, должно следить за состоянием прорана. А природоохранная прокуратура должна контролировать, выполняет ли минприроды свои обязательства. В реальности получается, что бездействуют оба ведомства. Но почему? Ответа на этот вопрос пока нет.

Пусть губернатор пришлет экскаватор

Тем временем жители Новороссийска вновь взяли инициативу в свои руки. Движение возглавила Екатерина Сербина, которая не может смириться с тем, что лагуна медленно погибает. Волонтеры раскидывают камни лопатами, выкладывают в соцсети отчеты о проделанной работе. Образуется небольшой пролив размером метра два. Через несколько дней, особенно если они штормовые, море снова закидывает проран галькой.

С горечью девушка сообщает в соцсетях, что последний раз экскаватор прочищал его 9 мая. И то это случилось благодаря тому, что новороссийцы напрямую обратились к губернатору края. После этого проран если и открывался, то только благодаря усилиям неравнодушных жителей города.

В последнем посте в «Инстаграме» девушка вновь призвала новороссийцев обратиться к Вениамину Кондратьеву с тем, чтобы вопрос с прораном был решен. Сама она это уже сделала, но один голос, как известно, вряд ли сыграет решающую роль.

Минприроды не хочет быть ответственным

Также Екатерина Сербина пояснила, что минприроды подало апелляцию на решение суда, которое было вынесено в июле этого года о том, что за проран отвечает именно оно. 14 декабря 2020 года должно состояться судебное разбирательство. Если первоначальное решение останется в силе, тогда минприроды должно будет его выполнить. А у лагуны и ее обитателей появится шанс на спасение и восстановление экосистемы.

Удивительно другое: почему минприроды – ведомство, которое должно ратовать за спасение памятников природы, мало того, что само не бросилось на спасение экосистемы, так еще и отбивается от своей миссии всеми возможными способами?

Редакция «НР» в течение 10 дней должна получить ответы от минприроды и природоохранной прокуратуры. Мы обязательно расскажем вам о реакции на наши запросы. 

     Уважаемые читатели! А что вы думаете по этому поводу? Звоните нам по телефону 61-41-05 или пишите на адрес: lianagil77@mail.ru