О том, как воспитание не превратить в муку и сохранить психическое здоровье как родителей, так и детей, «НР» поговорил с Анастасией Золотовой, врачом-психотерапевтом, клиническим психологом, врачом-психиатром кабинета социально-психологической помощи ГБУЗ ГПНД.

«Психами» рождаются

Генетика, на которую нам очень сложно повлиять, — это лишь 50 процентов всех случаев. И вторая половина – это наше окружение. А если говорить точнее, то семья. Именно дефекты воспитания могут привести к расстройству личности и другим психическим отклонениям. И усугубить даже генетически обусловленные диагнозы ребёнка. И вопрос этот настолько важный, что об этом надо говорить серьёзно и вдумчиво.

Портрет современного ребёнка

Мы люди одного поколения, а наши дети и нынешние подростки – другого. Чем отличаются современные подростки от подростков 1980–90-х годов?

Первое и самое важное — подростки сейчас чаще общаются онлайн, чем офлайн. В современном мире основные новости, события происходят онлайн и выходят из Сети. Но ничто не может заменить личного контакта. А здесь в некотором роде возникает дефицит.

Второе: современные подростки технически грамотнее родителей. Знают, где быстро получить информацию, осведомлены в общих вопросах, но всеё больше по верхам, без глубоких знаний.

Третье: бытовая неприспособленность.

Четвертое: большая уязвимость. Современных детей отличает уверенность в собственной исключительности, политкорректность во взглядах. И при этом абсолютная нетерпимость к другим мнениям, кроме собственного.

Пятое: все направлено вовне, а не внутрь себя. Если что-то случилось, необходимо этим поделиться, выложить в соцсети. Развитый индивидуализм вместо коллективизма. При этом, что тоже является особенностью современных детей, индивидуализм у них протекает при отсутствии рефлексии — умения переосмысливать продукты своей деятельности.

Шестое: заорганизованность. Время современных подростков очень жестко расписано и заполнено кружками, секциями, занятиями с репетиторами. Раньше дети больше общались, гуляли, выясняли отношения. У современных детей нет времени на анализ, рефлексию.

Седьмое: несамостоятельность. Современные подростки слишком полагаются на родителей, рассчитывают на них во всём. Родители делают за них уроки вплоть до 8–9-го класса и сами думают, куда ребёнку идти учиться дальше. И поэтому современные подростки уверены, что им кто-то должен: родители, государство и т.д. А раз «все должны», то самому и не надо прилагать усилия и трудиться.

Начало психического расстройства

Если раньше всё было проще с ценностями, ориентацией по жизни, то сейчас современные подростки сильно запутались по жизни. И нередко такая ситуация может спровоцировать психические расстройства и деформации личности.

Поэтому, если вы видите, что ваш ребёнок ленится, не хочет делать то, что он обычно делал с удовольствием, не слушается, как раньше, не выполняет свои обязанности (уроки, дела по дому), надо отнестись к этому серьёзно.

1) Это может быть и началом психического расстройства, например, депрессии (чаще всего тяжёлые расстройства психики начинаются исподволь в подростковом возрасте).

2) Это может говорить о проблемах со здоровьем, так как соматические болезни часто сопровождаются состоянием слабости, соответственно человеку трудно чем-то заниматься, внешне это может выглядеть как лень, а на самом деле у него нет физических сил, выраженная утомляемость, слабость.

3) Может быть, когда ребёнок замыкается в себе, не хочет посвящать в свои дела, скрывает что-то, имеет другие интересы, часто это связано с тем, что он интересуется чем-то нехорошим, например, попал в плохую компанию или употребляет наркотики.

4) Проблемы в ваших взаимоотношениях, поэтому желательно обратиться к психологу. Если ребёнок не идёт на контакт, тогда к психологу необходимо обратиться родителям.

Не такой, как хотелось бы

Есть и ещё одна проблема, провоцирующая психические расстройства у детей и подростков: страх самих родителей, что их ребёнок «не соответствует» каким-то канонам. Часто родители выступают в роли преследователя: они ежедневно что-то требуют, заставляют, ругают.

А закономерности человеческих отношений таковы, что если один преследует, то другому ничего не остаётся, кроме как, защищаясь, нападать либо, спасая себя, отстраняться, замыкаться и отдаляться. Родители же воспринимают это как агрессию или как холодность и безразличие. И опять начинают наступать. Возникает замкнутый круг.  И именно старший, как более мудрый и более устойчивый, сильный, должен это контролировать и исправлять ситуацию.

Это важно знать:

— любые чувства ребёнка нуждаются в поддержке;

— насилие, игнорирование, пристыживание, наказание плохи, потому что ребёнок получает жестокость физическую или моральную от человека, которому доверяет, плюс эти методы вызывают страх и ещё больше вас отдаляют друг от друга;

— дети копируют вас, так что посмотрите на своё отражение;

— заведите традицию: один день в неделю дарить своему ребенку.

Внимание!

Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Чем раньше вы обратитесь с проблемой, тем больше вероятности, что скорректируете поведение непослушного ребёнка. И даже вовремя обнаружите начало психического расстройства, развитие которого на раннем этапе можно остановить.

ГБУЗ ГПНД Новороссийский филиал, ул. Героев Десантников, 24, тел. 22-08-67.

Единый телефон доверия: 8(800)100-38-94.

Единый телефон доверия для детей и подростков: 8(800)250-29-55.

Телефон доверия ГБУЗ ГПНД Новороссийск 8(988)32-36-496.

Телефон доверия для детей и подростков МКУ ППМС Центр «Диалог» Новороссийск: 8(8617)61-01-17.