Памятной датой этот день стал в 2014 году. Но сама дата символизирует день захоронения праха неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля. Вечный огонь мемориального комплекса «Могила Неизвестного солдата» зажёг Леонид Брежнев, принявший факел от Героя Советского Союза Алексея Маресьева.
Когда город лежал в руинах
В Новороссийске идея увековечивания памяти защитников Родины, отдавших свои жизни за её освобождение, стала реализовываться вскоре после разгрома немецко-фашистских войск в боях за город. Первый «Акт погребения павших военнослужащих в Новороссийске» был составлен в начале октября 1943 года комиссией Новороссийского горисполкома депутатов трудящихся. Согласно данным документа, количество братских могил на тот момент составляло, по неполным данным, только на территории Малой Земли: рыбный завод (6 могил), Суджукская коса (7), Станичка (16), Трапезунд (5), Центральное кладбище (23). Например, в районе рыбного завода были учтены захоронения: на северной стороне завода (13 человек), на южной окраине (15 человек), на южной окраине у берега моря (2 человека), на южной окраине между железной дорогой и берегом моря (6 человек), в центре завода (1 человек) и др., всего 54 человека.
Первые типовые скульптурные захоронения появились на братских могилах в Новороссийске в 1946 году. В то время город лежал в руинах, и было не до грандиозных памятников. Активное увековечивание мест мемориальных захоронений началось с 1950-х годов.
Погиб каждый третий
Так, братское захоронение времён Великой Отечественной войны, находившееся в районе НовоРЭСа, в конце 1940-х годов было перенесено на городское кладбище. Временный обелиск на нём был установлен в 1951 году.
Обелиск в виде стелы, спроектированной Краскрайпроектом, был установлен в 1951 году на братской могиле, которая находится на Мысхакском шоссе, напротив городского кладбища. В этой могиле после победного завершения боёв за город хоронили погибших в центральной части города и на Малой Земле. Первоначально обелиск представлял собой в основании большую четырехугольную плиту с постаментом, увенчанным четырёхгранной, усечённой пирамидой. На постаменте были закреплены три мемориальные доски из чугуна. На центральной доске имелся текст: «Здесь погребены воины Советской армии и флота, павшие смертью храбрых в борьбе за освобождение Новороссийска от немецко-фашистских оккупантов…». На плитах было отлито 83 фамилии погибших, имена которых были известны в 1951 году.
На братской могиле советских воинов, погибших на Малой Земле, которая находится в нескольких сотнях метров от места высадки десанта в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года, была установлена в 1955 году скульптура массового производства. Она представляла собой фигуру воина с автоматом на плече и пилоткой в руке и коленопреклонённую фигуру девушки, возлагающей букет цветов. Первоначально на плитах было отлито всего 37 фамилий.
Интенсивные потери несли десантники, сражавшиеся на Малой Земле. Так, из 37 тысяч человек, высаженных на плацдарм в феврале 1943 года, погибли 2412 человек, пропали без вести 815, получили ранения 7645, заболели 775. Всего 11,6 тысячи человек, что составило 31 процент. Каждый третий малоземелец погиб или пропал без вести.
Братские могилы – единственный выход
Вопросы захоронения являлись серьёзной проблемой не только с морально-этической, но и с санитарно-эпидемиологической стороны. Ситуация на плацдарме не позволяла достойно позаботиться о погибших. В приказе войскам Десантной группы от 9 марта 1943 года отмечалось неудовлетворительное положение дел на берегу: «Умершие, больные, раненые и трупы, выброшенные на берег, убираются и хоронятся несвоевременно». Анализ документов о безвозвратных потерях Красной армии, собранных в Обобщённом банке данных «Мемориал», показал, что в большинстве случаев захоронения производились в братских могилах в расположении воинских частей. Лишь в особых случаях тела погибших отправлялись в Геленджик.
Так, по данным кубанского военного историка И. Киселева, в конце июля – начале августа 1943 года 255-я бригада морской пехоты безвозвратно потеряла 31 человека, но лишь один из них – заместитель командира по политической части, подполковник М. Видов – был похоронен в Геленджике, а остальные рядовые и сержанты – на южной окраине Новороссийска, в районе Станички.
По данным автора книги «Секреты Российского флота. Из архивов ФСБ» В. Христофорова, 255-я бригада морской пехоты понесла огромные потери в боях в районе Новороссийска – 3226 человек. Из них около полутора тысяч человек погибли при высадке в Южной Озерейке, а остальные – в период первых дней сражения в районе Станички.
В юбилейный победный год
Большая программа по реконструкции и капитальному ремонту братских могил выполнена в Новороссийске в год 75-летия Великой Победы. Основные работы были проведены на шести братских могилах, расположенных на территории города. Это братские мемориальные захоронения по Мысхакскому шоссе, в сёлах Мысхако и Цемдолина, в Восточном районе, недалеко от цемзавода «Пролетарий». Большинство братских могил с течением времени по необходимости восстанавливается. В последнее время рядом с могилами появляются полные списки с фамилиями захороненных бойцов, работу по установлению которых кропотливо ведут сотрудники Новороссийского исторического музея-заповедника и городские поисковики.
Находки поисковиков
Например, нынешней осенью силами Новороссийского поискового центра велись работы на территории Мысхакского и Верхнебаканского сельских округов, а также Кеслеровского сельского поселения Крымского района. В ходе работ были найдены останки 36 военнослужащих. Из них 11 относятся к 1279 полку 389 стрелковой дивизии.
— Из 11 военнослужащих личный опознавательный знак найден у красноармейца-санитара Василия Орешникова, 1911 года рождения, уроженца Куйбышевской области, призванного Шаумяновским районным военкоматом Азербайджанской ССР, — отметил руководитель центра Михаил Романенко. – Он погиб 9 июня 1943 года, а за день до этого был награждён медалью «За боевые заслуги». Других бойцов опознать не удалось, но их имена известны по спискам безвозвратных потерь. Также среди останков была найдена солдатская фляга с надписью: «Отец Картамышев Василий Михайлович, проживает ст. Ладожская, ул. Народная, дом 51. Сейчас на фронте. Картамышев Василий Васильевич». На фляге имеется изображение якоря. По имеющимся данным Министерства обороны, автор этой надписи и рисунка уцелел. С октября 1943 года он служил в Краснодарском пересыльном пункте. В 1985 году был награждён юбилейным орденом Отечественной войны 1-й степени.
Впрочем, это не единственные находки новороссийских поисковиков за последнее время. На горе Колдун найдены останки старшего лейтенанта Бориса Солодухина, 1912 года рождения. На его счету три сбитых немецких самолёта. Он был награждён орденом Красной Звезды (январь 1943 года) и орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно). Погиб на Малой Земле 20 апреля 1943 года.
В настоящее время на территории Новороссийского района осуществляется проект в рамках гранта губернатора Краснодарского края «Без срока давности», направленный на поиск мест захоронения мирных жителей и военнопленных, погибших от рук немецких захватчиков в период оккупации Новороссийска. Первая экспедиция прошла в Чемизовской Щели в районе села Владимировка в конце ноября.
Дополнительную информацию, связанную с увековечиванием памяти воинов, можно узнать по следующим интернет-адресам:
«Подвиг народа», электронный банк документов Великой Отечественной войны, http://podvignaroda.ru/
«ОБД «Мемориал», информация о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести, https://obd-memoriala.ru/
«Память народа», документы Великой Отечественной войны, https://pamyat-naroda.ru/