«Очень много людей искренне не понимают, почему они должны платить за отопление в первой половине октября и второй половине апреля, когда его физически не было, т.е. услуга фактически не предоставлялась. Я заявляю, что тепловики ни одной лишней копейки с нас не берут. И в этом, сейчас, мы вместе убедимся. Прежде чем начинать разбираться мы должны уяснить пару простейших вещей.
Существуют две системы оплаты за потребленные коммунальные ресурсы: одна – за фактическое потребление, определенное по счётчикам. Иными словами, до 15 октября или после 15 апреля счётчик не крутится, мы не платим за полный месяц, и сколько счётчик насчитал, столько и платим.
Другая — это оплата по нормативу. Норматив, это нечто такое как, к примеру, показатель в медицине – средняя температура больных по больнице. Он является производным от тарифа на теплоэнергию, устанавливаемый региональной энергетической комиссией, объёма отапливаемого помещения и ряда других показателей и поправочных коэффициентов.
Рассчитывается он для отопительного сезона, который в нашей стране определен строго в 7 месяцев, хотя сезон начинается и заканчивается не по определенной дате, а по дню, на который среднесуточная температура была ниже 8 градусов в течение 3-х дней подряд и наоборот.
Следовательно, в некоторых регионах России начинают топить в сентябре, а заканчивают в мае. Но платят они строго по нормативу за 7 месяцев. Нам на юге не повезло, топят у нас в среднем 6 месяцев, а платим мы по нормативу так же за 7 месяцев. Казалось бы, обман. Но это не так.
Любое дело надо начинать не с логических умозаключений, а с ознакомления с историей. Забарахлила у вас машина, начните с изучения записей о том, какие детали вы меняли за последние годы и лишь после этого приступайте к логической диагностике, так вы быстрее найдете поломку. Так же поступим и мы.
Когда-то мы платили по нормативам в течение 12 месяцев на квадратные метры. Не будем погружаться в историю так глубоко, остановимся на отопительных сезонах 2015\2016, когда платили в октябре и апреле пропорционально количеству дней с работающим отоплением. И 2016\2017, когда начали платить за 7 месяцев, как предписано нормативом.
Достаем и раскладываем квитанции на оплату услуг ЖКХ за 2015 — 2017 годы и начинаем работу по анализу. У кого они не сохранились, вам придется поверить на слово. Мои квитанции на стандартную трехкомнатную квартиру площадью 62,1 кв.м.
В октябре 2015 г. оплачено за 14 дней, в апреле 2016 г – за 10 дней работы отопления. Т.е. всё честно, было отопление платили, не было – не платили. Но это против правил, которые требуют платить в течение 7 месяцев в году.
Суммируем оплату за октябрь 2015 – апрель 2016 и находим, что за этот отопительный сезон я заплатил 17 477 руб. 58 коп., при этом плата за полный месяц составляла 3 008 руб. 45 коп.
Летом 2016 г. плату за отопление приводят в соответствии с требованием нормативных актов, а именно начинают брать за полные 7 месяцев отопительного сезона, а, чтобы все было честно, месячную оплату уменьшают с 3008,45 руб. до 2387,57 в октябре 2016 – январе 2017 и до 2626,33 руб. в феврале – апреле 2016.
Суммируем оплату за отопительный сезон 2016\2017 и находим, что я заплатил 17 429 руб. 27 коп. Даже немного меньше чем при «честной» оплате в предыдущем сезоне.
Летом 2017 месячная оплата уменьшается до 2483,05 руб. и я плачу 17 381,35 руб. за отопительный сезон 2017/2018.
За отопительный сезон 2018\2019 я заплатил 17 549,71 руб.
За отопительный сезон 2019\2020 я заплатил 17 675,98 руб.
Таким образом, плата за отопление за отопительный сезон суммарно с сезона 2015\2016 («честная оплата») по сезон 2019\2020 («нечестная оплата») за 5 лет выросла на 198,40 руб., в то время, как тариф на 1 Гкал тепла вырос на 295 руб. или в пересчёте на сезон для 3х комнатной квартиры на 1 475 руб. Это бесспорные факты, их не опровергнешь.
Вывод из этих расчётов только один: переход на систему оплаты отопления за 7 месяцев по нормативу в 2016 г. при одновременном понижении помесячной оплаты по нормативу выполнен честно и не затронул финансовые интересы потребителей. Одновременно он привел эту систему в соответствие с требованием нормативных документов (закона). Однако он породил психологическое давление на потребителя. Действительно, трудно воспринимается то, что ты платишь за дни, когда отопления нет.
Более того, он несколько обуздал аппетиты поставщиков тепла. Тем, кто не верит, предлагаю достать квитанции, предшествующие 2015 г. И просчитать ежегодный рост месячной оплаты за отопление.
Так, что сетования потребителей на нечестность платы за отопление в октябре и апреле, когда оно подается не полный месяц, – беспочвенные. Не всегда очевидное является истиной.
Николай Васильевич Пархоменко».