Такой объект показа мог бы быть интересен абсолютно всем туристам, приезжающим  в наш город, где время от времени свирепствует ветер разрушительной силы со зловещим названием «бора».

Летающая тарелка или вихревые потоки?

Лера выросла в районе Новороссийска, где сила новороссийского норд-оста чувствуется максимально, – на Шесхарисе, в переулке Ильском, как раз под Маркотхским хребтом. Из своего двора девочка могла наблюдать во всей красе знаменитую «бороду», всякий раз свисающую с Маркотха в непогоду. Идея сделать проект Музея ветров девушке пришла, когда она училась на отделении архитектуры Кубанского госуниверситета.

— Мы, студенты, получили задание подготовить проект для конкурса молодых архитекторов. Мне же пришла в голову идея сделать проект нового музейного пространства в том месте, откуда ветер с огромной силой обрушивается на город, – на «Семи ветрах», — рассказывает Валерия. – Форма Музея ветров родилась сама собой – из его назначения. Прямой ассоциации с летающей тарелкой у меня не было. Архитектура Музея ветров, скорее, представляет собой вихри, которые над Маркотхом закручиваются от потоков воздуха.

Свою работу, сделанную под руководством преподавателя КубГУ Андрея Безбородникова, Валерия представила на крупнейшей на юге страны строительной выставке YugBuild, где проходил и конкурс молодых архитекторов. Идея понравилась жюри, проект Музея ветров получил почетную награду – золотой диплом.

    Народу нужны новые объекты притяжения

Ну и что же теперь? Есть ли перспективы, чтобы такой музей был построен в нашем городе? Да и что думают об этом маститые архитекторы?

— Я видел этот проект на YugBuild. Как идея он хорош — легкий, концептуальный, чем-то напоминает архитектуру калифорнийского архитектора Джона Лаутера, — комплиментарно отзывается о работе молодого коллеги председатель Черноморского союза архитекторов Василий Горбунов.

Он считает идею с Музеем ветров свежей и очень перспективной. Ведь обществу нужны новые объекты притяжения. Туристы, приезжающие в Новороссийск, с удовольствием посетили бы такой музей. К тому же нигде в России пока подобного туробъекта нет. И это понятно: бора свирепствовала только в Новороссийске.

– Западная культура трактует музеи как клубы интеллектуального общения, — продолжает Горбунов. – И в этом есть большая потребность в современном обществе. Кино и попкорн уже не оригинальны. «Камеди Клаб» с матами — тоже примитив. Люди хотят послушать умные мысли, оригинальные мнения, без скандалов и пошлятины.

— К сожалению, в России в последнее время не строят музеи. Тогда как во всем мире здания  музеев — это самая крутая архитектура, — сожалеет он. — Музеи – это своеобразный пространственный архитектурный аттракцион. Можно создавать пространства фантастические, не связанные конкретным назначением, только эмоциональное впечатление, которое достигается не декором, а пространственными абстрактными приемами.

Кстати, родственники Валерии, которая сейчас обучается в магистратуре Московского архитектурного института, пытаются продвинуть идею с Музеем ветров в Новороссийске, ища инвесторов для реализации этой заманчивой идеи.

Правда, пока под вопросом место для такого музея. Не исключено, что он мог бы появиться не на «Семи ветрах», а по другому адресу. Ведь до сих пор неясна судьба площадки на «Семи ветрах». Будут ли там что-то строить или место после сноса долгостроя все же останется свободным? Найти ответ на этот вопрос корреспонденту «НР» пока не удалось. На одном из совещаний в городской администрации прозвучала информация, что там останется смотровая площадка.

От статуи Спасителя до креста

— Более двадцати лет назад была идея установить на «Семи ветрах» тридцатиметровую статую Иисуса Христа, но она не получила одобрения Русской православной церкви по причине того, что фигура Спасителя по канонам должна быть развернута на восток. Но тогда бы она была отвернута от города, — вспоминает историю вопроса и жаркие дебаты на эту тему в архитектурных кругах Василий Горбунов. — Потом была идея установить там православный крест. Но тоже были большие вопросы в связи с мощной ветровой нагрузкой в этом районе. Потом решили на хребте ничего не строить. На мой взгляд, это самый лучший вариант. В городе должна быть панорамная площадка, без каких-то глобальных сооружений, чтобы не менять прекрасный природный ландшафт.

Научный сотрудник музея-заповедника Лариса Колбасина, которая более 30 лет возглавляла Новороссийский исторический музей-заповедник, сказала, что во время ее работы подобной идеи – с Музеем ветров – не было, пожелав молодому архитектору удачи в поисках инвесторов для реализации идеи в жизнь.

А мы желаем Валерии поспешить с музеем, ведь, если верить новороссийским ученым, бора, описанная еще в 134 году Клавдием Аррианом, управляющим римской провинцией Каппадокией, с годами теряет свою разрушительную силу, становится слабее и реже.

Дорогие читатели, как вам идея молодого архитектора? Ждем ваши мнения по телефону редакции: 61-41-05.