В поликлиниках говорят, что лаборатории перегружены, поэтому так долго нет ответа.

А некоторые из читателей даже столкнулись с тем, что ждут результаты уже более месяца. «НР» писал о проблеме учеников 4-го класса МТЛ, которых отправили на карантин еще в конце сентября. У детей взяли тесты, но до сих нет их результатов. Родители недоумевают, что произошло. Все, кто мог, прошли обследование за деньги и вернулись к учебе. Остальные сидят дома. «Может быть, наши тесты потеряли?» – спрашивают родители.

Ответить на вопросы, касающиеся сложившейся с бесплатными тестами ситуации, согласился эксперт Всероссийского союза страховщиков Сергей Шкитин.

— Сергей Олегович, если  взятые тесты потеряли, является ли это нарушением прав пациента?

— Да, гражданин или его законный представитель, в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан, имеет право на получение полной информации о состоянии здоровья и о результатах проведенных ему лечебно-диагностических мероприятий.

— В каких случаях пациенты должны сдавать тексты в поликлинике, а в каких тесты должны делать на дому?

— При выявлении подозрения на COVID-19 как при наличии симптомов заболевания, так и у лиц, контактировавших с заболевшим, взятие биоматериала должно проводиться преимущественно на дому либо в поликлинике в специально отведенных для этого помещениях. Разделение потоков пациентов с подозрением на COVID-19 и пациентов с иной патологией является необходимым условием для профилактики новых случаев инфицирования.

— Сергей Олегович, в какие сроки должны делать тесты, если в организации  или в школьном классе ввели карантин?

— На уровне действующих НПА Минздрава России данный вопрос детально не отрегулирован. Между тем образовательное учреждение должно обеспечить безопасную среду для обучения. В случае выявления в классе COVID-19 и принятии решения о переводе класса или всей школы на дистанционное обучение заставлять школьников проходить исследования на COVID-19 по закону не могут.

— Это вопрос возникает у многих, кто сдал тесты бесплатно. В какой срок обязаны ознакомить человека с их результатами?

—  Исследования на COVID-19 проводятся в лаборатории, результаты  предоставляются в первую очередь лечащему врачу, затем результаты сообщаются пациенту. Сроки получения результатов лабораторных исследований на COVID-19 зависят от применяемого метода диагностики.

На практике важную роль в своевременности предоставления результатов имеет срок «взятия биологического материала в работу лабораторией» с учетом их высокой загруженности в период пандемии. На данный момент средние сроки предоставления пациентам результатов исследований составляют около 3-5 дней. При подключении медицинской организации к платформе ЕМИАС, на которой отражаются выданные направления и результаты исследований, результаты тестирования на COVID-19 могут быть размещены в личных кабинетах граждан.

— Сергей Олегович, предусмотрены ли какие-либо штрафы в случае утери заборов тестов лабораториями?

— В рамках осуществления деятельности СМО по контролю объемов, сроков и качества оказанной медицинской помощи за счет средств ОМС отсутствие результата тестирования оцениваются экспертом как его непроведение. А при отсутствии проведения показанного пациенту диагностического исследования предусмотрено применение к медицинской организации финансовых санкций. Это чаще всего снижение оплаты страхового случая на 10-40%.

— Подскажите, куда обращаться, если не помогли обращения в Росздравнадзор, Роспотребнадзор, – в страховую или сразу в прокуратуру?

— В страховые медицинские организации (СМО) застрахованные граждане могут обращаться сразу и напрямую. Это ускорит процесс восстановления их прав на доступную и качественную медпомощь.

Но и после обращений в Росздравнадзор, Роспотребнадзор и другие организации по вопросам доступности и качества медпомощи, очень важно обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС. В ряде случаев в рамках рассмотрения обращений СМО будет организована экспертиза своевременности и качества оказанной медицинской помощи. Это позволит детально разобраться в ситуации, возникшей у застрахованного. Почему, например, пациенту не выдали направление в медицинские организации более высокого уровня, не направили на обследование, такие как КТ, МРТ, УЗИ и другие, не провели операцию в рамках высокотехнологической медицинской помощи. Также будем разбираться, почему схема лечения не дает ощутимых результатов.

Но почему-то за помощью к представителям медицинской страховой организации обращаются не так часто, предпочитая биться самостоятельно.

Название и номер телефона горячей линии своей страховой организации вы можете уточнить на полисе ОМС и в сети Интернет.