Кошки во дворе не размножаются

Котодворам в Цемдолине и на Анапском шоссе уже больше двух лет, но все это время волонтеры фонда «Хочу жить» особо о них не распространялись. Хотели проверить на деле, как будет работать их программа. Теперь же пришло время громко сказать, что идея успешно реализовалась.

Ухоженных милых кошек мы встречаем то тут, то там по мере приближения к их дворовому домику. Котодвор на Анапском шоссе нашел себе угол в неприметном для постороннего глаза местечке. Здесь проживает 15 постояльцев. Во время нашего прихода в доме всего два: боязливый рыженький котенок и вальяжная серо-белая кошка, окинувшая нас презрительным взглядом. Остальные разбежались по своим делам.

— Но все сбегутся, когда подойдет время кормления, — с улыбкой рассказывает волонтер Марина, которая на добровольных началах взяла шефство над котодвором. – Я и моя напарница Наталья кормим их два раза в день – утром и вечером. К этому времени они как по часам все возвращаются. Поедят, поласкаются и снова кто куда.

— В этом дворе у нас была большая проблема с кошками, — рассказывает руководитель фонда «Хочу жить» Алла Шляхова, занимающаяся проблемой бродячих животных больше 10 лет. – То и дело здесь появлялись больные кошки или новорожденные котята. К

нам обратились две сердобольные женщины – Марина и Наталья, которые пытались помогать этим животным. Но у них не хватало на это своих средств, ведь ветеринарная помощь недешева. Мы решили помочь.

видео автора

Все кошки, которые сейчас живут в этом котодворе, простерилизованы и пролечены. За их здоровьем следят и вовремя реагируют на появляющиеся проблемы.

Кстати, этот домик смастерил один из неравнодушных горожан. Сам придумал конструкцию, которая и от непогоды, и от собак защищает. Псы в домик залезть не смогут – помешает проволока. А вот кошки заходят спокойно, укладываясь на ночь рядком на теплых подстилках.

Кроме этих 15 хвостов, в квартире у Марины проживает еще 10. Там те, кого нужно было пролечить или поддержать заботой и лаской. Сейчас Марина пытается каждого из своих питомцев пристроить в хорошие руки. Для этого постоянно размещает объявления в соцсетях.

Сразу оговорюсь, что жильцы на такое количество кошек в квартире соседки не жалуются. Пресловутого конфликта, который часто случается в многоэтажках по этому поводу, здесь нет. Да и на что жаловаться, если запах от кошачьих туалетов отсутствует.

В квартире приятный аромат выпечки. Как только хозяйка присаживается на кресло на кухне, к ней сразу подбегают несколько котов. Один, самый маленький, упорно лезет к шее. Пока мы общаемся, он сладко спит, перебирая лапками. Кстати, к моменту выхода публикации для этого малыша удалось найти дом.

О каждом питомце Марина может говорить очень долго. Кто-то из них отменный лекарь – приходит и ложится туда, где болит. Кто-то нежный, как первые лучи весеннего солнца: стоит только к нему прикоснуться, мурлычет на всю квартиру. А вот одного женщина без слез вспоминать не может. В котодом сам пришел подстреленный кот – яркий пример человеческой жестокости. Как показал рентген, маленькая пуля застряла у него в позвоночнике и загноилась. Марина выхаживала его целый год и за это время очень привязалась к коту. Он отвечал взаимностью. Но, несмотря на все усилия врачей и волонтера, кот умер.

Жители подкидывают кошек

За время работы котодвора на Анапском Марине удалось пристроить более 15 кошек и котов. Но, несмотря на это, их количество все время держится на отметке 25-30.

— Все потому, что котят, ухоженных и упитанных, нам подбрасывают жители многоэтажек, — поясняет Алла Шляхова. – Получается, что дворовые кошки теперь не размножаются, но горожане, поняв, что сюда можно сплавить нежелательное потомство, втихую нам их приносят. И таким образом снимают с себя всю ответственность за свои действия.

Как оказалось, такая же проблема, но в гораздо большем масштабе наблюдается и в котодворе Цемдолины. Там жители частного сектора, по всей видимости, считают, что именно так все и должно быть.

— В итоге количество кошек там увеличилось до 50, но нам снова и снова подбрасывают новых питомцев, — поясняет Алла Шляхлова. – Но нужно понимать, что наши возможности тоже

не безграничны. Фонд существует исключительно на пожертвования.  Кроме того, такое количество животных уже стало мешать и жителям двора. Есть недовольные.

Хотя мы работаем там (в Цемдодине) по этим же принципам, что и здесь (на Анапском шоссе), результат искажается жителями частного сектора, решающими свои проблемы с приплодом за наш счет.

И как достучаться до этих людей, волонтеры не знают. Хотя уже давно появилось другое знание: если на городском уровне всерьез взяться за проблему бездомных животных, то ее можно решить раз и навсегда.

Городу нужна программа по стерилизации

Опыт котодворов показал в миниатюре, как именно можно решить проблему безнадзорных животных в Новороссийске. Для этого нужно животных отлавливать, вакцинировать, стерилизовать и… отпускать на волю.

— Существует опыт Великого Новгорода, где за 5 лет удалось добиться порядка, — говорит Алла Шляхова. – За это время практически все бездомные кошки и собаки там были простерилизованы. У них по городу и окрестностям теперь не бегают стаи бродячих животных, так как они просто не размножаются. А те, что живут на воле, не сбиваются, например, в стаи на собачьи свадьбы. Ведь их теперь просто не бывает, так как все суки стерилизованы, а кобели кастрированы.

У нас же, как и в большинстве российских городов, животных отлавливают, пристраивают, но при этом они размножаются, а значит, новое потомство снова оказывается на улице. Образно

говоря, из крана все время бежит вода. Люди не перекрывают кран, а просто пытаются вычерпать воду из большого озера.

По словам девушки, в этом отношении показателен пример Германии, где вообще нет бродячих животных! Все благодаря строгим законам и большим штрафам. Если человек заводит собаку, то он ставит ее на учет и обязательно чипирует. Если его собака окажется на улице, выброшенной из дома, то он заплатит за это большой штраф и обязан будет забрать животное снова к себе. В этой стране ответственность за четвероногого друга – это государственный закон, нарушать который решаются лишь единицы.

Кстати, фонд «Хочу жить» в прошлом году почти выиграл президентский грант на стерилизацию и чипирование животных. До победы не хватила всего лишь трех баллов!

— Если бы мы выиграли, то непременно запустили бы в городе программу по стерилизации животных, — поясняет Алла Шляхлова. – Там был призовой фонд около 3,5 миллиона рублей. Этого бы хватило за закупку оборудования, аренду помещения и запуск программы в действие.

Волонтеры фонда мечтают, что навстречу им пойдет муниципалитет. Ведь если в городе начать программу стерилизации, то ее результаты будут видны уже через пару лет. Сейчас многие горожане не стерилизует своих собак, потому что это очень дорого.

Действительно, буквально на днях я стерилизовала свою собаку, которую мы 9 месяцев назад нашли на улице. Обошлась операция в 6 тысяч рублей. Для семейного бюджета сумма ощутимая. Признаться, деньги отдавала с сожалением. Но иначе никак. Но я прекрасно понимаю, что для многих новороссийцев эта сумма неподъемная. И осудить их за это не смогу.

— Мы по мере возможностей организуем стерилизацию животных из малоимущих семей при предъявлении соответствующих справок, — говорит Алла Шляхова. – У нас есть программа «Стерилизация». На средства фонда за 2019 год операции проведены 100 животным, за все время существования фонда – 245. Но это, сами понимаете, капля в море.

Уголовные дела не заводят

Затронули мы, находясь в котодворе, и тему жестокого обращения с животными. На слуху у новороссийцев шокирующие истории истязаний и убийств животных. Однако по факту ни одно уголовное дело заведено не было. Сложно добыть доказательную базу – и это объективные причины. А также, по мнение волонтеров, есть определенное нежелание органов работать в этом направлении.

Но каждый раз волонтеры обращаются за помощью в правоохранительные органы. Почему?

— У нас на государственном уровне принят закон о жестоком обращении с животными, а значит, он должен быть не только в теории, но и работать на практике, — поясняет Алла Шляхова. – Вот один из характерных примеров. В Цемдолине парень серьезно избивал кошек. Не знаю, зачем он это делал, видимо, получал удовольствие. Завести уголовное дело на него не удалось, но он заплатил административный штраф. И после этого кошек больше не избивал. Видимо, до человека дошло, что за такие поступки он может ответить по закону. Это тоже результат.

Или ситуация с задавленным на глазах у пожилой хозяйки котом. Для нее это была трагедия жизни, а для наглого соседа – пустяк. Кот просто был на дороге, и он проехал по нему как по обычной кочке. К сожалению, доказать, что это было жестокое обращение с животными, не получилось. Но удалось доказать, что это было ДТП. Водитель заплатил штраф. Думаю, в следующий раз перед тем, как проехать по животному, он задумается, стоит ли это делать. А другие водители будут понимать, что нельзя безнаказанно сбивать кошек и собак. Значит, будут более внимательными на дорогах.

Эти истории имеют накопительный юридический эффект. Я верю, что когда-нибудь и граждане нашей страны научатся ответственно относиться к братьям меньшим.