«Мать орала так, что я упала в обморок»
Знают ли пьющие родители, как их пагубная страсть отражается на личности их детей? Какими вырастают дети из деструктивных семей? Как складываются их судьбы? Более ли удачно, чем у пьющих взрослых? Эти вопросы, как правило, волнуют тех, кто вышел из таких семей – взрослых детей алкоголиков, которых во всем мире обозначают аббревиатурой ВДА.
— Моя история потянет на парку книжек, — начинает свой рассказ Вероника из новороссийской группы ВДА «Счастье есть». – Мои родители – алкоголики. Отчим, когда напивался, бил мать. До потери сознания. До кровоизлияния в мозг. Мама отчима очень сильно боялась. А я долго не понимала, что проблема нашей семьи в том, что оба родителя пьют. Это я осознала в 12 лет, когда нашла мать, лежащую без сознания в алкогольном опьянении в подъезде. Мне стало стыдно.
Мама моя истероидная личность, она сильно на меня кричала. Она так сильно орала, что однажды я упала в обморок от страха. В другой раз в детском саду я поцеловалась с мальчиком, и мать об этом узнала от воспитателей. Она опять сильно орала и обзывала меня страшными обидными словами.
Ушла из дома, спасаясь от кулака отчима
В 16 лет я ушла из дома. Это случилось после очередной родительской пьянки. Отчим сильно разгневался на меня и ударил кулаком в дверь, я поняла, что следующий удар будет в меня. Я от страха впала в оцепенение. Не могла пошевелиться. Даже отчим испугался. С тех пор я с родителями не жила. Я выводила их из запоя, давала деньги, решала их проблемы, но не жила вместе с ними.
Образование я получить не успела – вышла замуж. Мой первый супруг был на десять лет старше меня. Через пять лет совместной жизни мы оба стали употреблять тяжелые наркотики. Два года я плотно сидела на героине, два года пыталась бросить. Первым соскочил с иглы мой муж, но затем он меня бросил.
Однажды со мной случилось странное – я больше физически не могла принимать наркотики, но и не могла без них. Из этого состояния было два пути – жизнь или смерть. Я выбрала первое, оттолкнувшись обеими ногами от своего вонючего, проклятого дна.
Потом был второй муж. Он был неплохой человек, у нас с ним поначалу были сильные чувства, но только он бросил меня, сказав, что больше не любит. И тогда я начала пить. Меня это сильно разрушило.
Однако я нашла в себе силы изменить свою жизнь, поехала в Москву получать высшее образование, получила профессию. Долгое время работала с химически зависимыми людьми в ребцентре для наркоманов.
Мой третий муж — бывший наркоман. Он успешно прошел реабилитацию. А я благодарна ему за то, что он привел меня к программе «12 шагов». А потом я узнала, что есть группы для исцеления взрослых детей алкоголиков, ознакомилась с их принципами и поняла, что это для меня.
Разрушенные личности
Вероника вместе с другими детьми алкоголиков создала в Новороссийске группу «Счастье есть».
— Что же я имела к своим 40 годам? – продолжает анализировать свою жизнь женщина. – Тотальное недоверие к людям, панические атаки, потребность контролировать всех своих близких. Я по-прежнему боюсь, когда на меня кричат, и устала жить в таком напряжении. Я считаю, что причина этого кроется в первую очередь в моем детстве, где я видела много насилия, в первую очередь над мамой. А однажды меня домогался мой пьяный отчим.
А еще все дети из семей алкоголиков видят мало любви. Я не помню, чтобы меня ласкала мама. Она чаще кричала. А отчим всегда был уставший или пьяный. И я долгое время не осознавала, что вся беда нашей семьи из-за пьянства взрослых, — продолжает женщина. — Мне даже нравилось, когда в доме накрывался стол. Когда родители выпивали немного, они на непродолжительное время становились добрыми, счастливыми, улыбались и шутили, обращали внимание на нас, детей. Но когда градус зашкаливал, начинались ссоры и драки.
Вероника не скрывает, что в семьях алкоголиков дети растут несчастными, обрастая всевозможными комплексами. Многие дети видят насилие в семье или сами становятся жертвами насилия физического или сексуального. Однако работа в группе меняет людей, дает им силы жить дальше. У многих делей алкоголиков реально меняются судьбы в лучшую сторону. Женщина признается: она уже сегодня другой человек.
Мама пила, чтобы папе меньше досталось
История другого члена новороссийской группы ВДА Марины очень похожа на Вероникину. У нее беспробудно пил отец. А мама всю жизнь пыталась помочь папе… выпить алкоголь, чтобы ему меньше досталось. Папа маму не обижал. Но эта картинка из детства – пьяный папа сидит над бутылкой — преследует эту молодую женщину. Она признается, что умеет строить отношения только с пьющими мужчинами, которых нужно опекать, заботиться о них, направлять в жизни, подносить рюмку для опохмела. Первый муж Марины был алкоголиком, второй — тоже любит выпить.
А еще Марина трудоголик, не умеющий сказать нет своему работодателю. Она полностью отдает себя другим людям, совсем не жалея себя. Она не верит в собственные силы и постоянно испытывает чувство вины перед родственниками, которые не просто просят, а требуют внимания. Она ждет одобрения от других людей и не любит себя, у нее заниженная самооценка. И все это – признаки взрослых детей, выросших в семьях алкоголиков. А самое страшное, что у ВДА всего два пути во взрослой жизни: самим спиться либо постоянно терпеть неудачу в личных отношениях с партнером-алкоголиком.
Спасаемся по шагам
Что же из себя представляет система реабилитации в группах ВДА? Сама система скопирована с программы «12 шагов», по которой более 80 лет исцеляются алкоголики и наркоманы. У ВДА тоже «шаги». Однако еще важна дополнительная работа с психологом. Человек может найти специалиста самостоятельно.
— Я начала работать в группе ВДА и с психологом и только тогда стала размораживать свои чувства. Я попыталась стать для себя тем самым любящим родителем. Попыталась учиться любить себя. Я учусь говорить о своих истинных чувствах. Я борюсь со своим чувством вины. Перестала угодничать. И мое окружение начало постепенно меняться. Потому что прежнее окружение не желает принимать меня новой.
Группа «Счастье есть» работает ровно год, на занятия раз в неделю собирается до десяти человек. Это объединение не принадлежит ни к какой религии или вероисповеданию, а заседания группы проходят совершенно бесплатно.
Здесь проходят реабилитацию взрослые дети алкоголиков и дети, выросшие в деструктивных семьях — где есть место любому виду насилия, где унижают детей.
Возможно, это звучит для многих странно, но деструктивной может быть и семья учителя, и военного, где родители не могут перестроиться после работы, продолжая дома вести себя, как на работе, унижая своих детей или постоянно их контролируя. На встречах в группе люди могут смело рассказать о своих чувствах и переживаниях и их выслушают, не будут перебивать. «На группе» они могут услышать истории других людей, и, возможно, взять на вооружение их опыт спасения. Самый главный первый шаг в спасении – признать, что ты нуждаешься в помощи. И начать работать над собой.
Присоединиться к группе можно каждую субботу, в 16.00, по адресу: г. Новороссийск, Анапское шоссе, 15 (здание НИПИОТСТРОМА), строение 2, кабинет 408.