В бухте начала работать специальная комиссия по расследованию этого тревожного факта.

В бухте появились мазутные пятна

фото из соцсетей

Видеоролик, на котором видны радужные пятна в Цемесской бухте, мгновенно облетел все социальные сети. Автор видео утверждает, что он находится в месте затопления парохода «Адмирал Нахимов», и именно затонувшее судно выдает какие-то жидкости, которые расплываются по поверхности маслянистым пятном. Возможно ли такое?

Корреспондент газеты «Новороссийский рабочий» срочно связалась с новороссийцем Андреем Леоновым, который 23 года подряд занимается исследовательской деятельностью, связанной с круизным лайнером, и создал сайт admiral-nakhimov.net.ru, где хранятся копии всех архивных документов. Также у него имеются в наличии копии проектов мероприятий по откачки топлива с судна.

— На момент выхода из Новороссийска на пароходе было 570 тонн мазута Ф-5 и 40 тонн дизтоплива, — рассказывает исследователь Леонов. — В 1987 году была целая спецоперация по откачке основного топлива – мазута из «Адмирала Нахимова». Топливо было извлечено из танков левого борта. Проникновение к танкам правого борта и расходным танкам правого борта специалисты в то время исключали по соображениям безопасности. Таким образом, 300 тонн мазута так и остались на «Нахимове», они были законсервированы. Я предполагаю, что сейчас выделяется дизтопливо для вспомогательных механизмов, но не мазут, ведь он на дне моря, где холодно, превратился в твёрдое вещество.

Однако Андрей Леонов все же призвал относиться к видеоролику с долей скептицизма, исследователю не хватило панорамы бухты и GPS-координат, чтобы считать видео не очередным фейком.

— Для полноценной картины и локализации источника загрязнения необходимо подводное исследование корпуса судна, — говорит Леонов.

Судно пачкало море вплоть до 2005 года

Но что думают по поводу пятен непосредственные участники мероприятий по оценке состояния судна?

— На «Адмирале Нахимове» основной мазут был снят в 1988 году, осталось около 200 тонн в донных цистернах, — рассказывает начальник отдела экологии ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» Вячеслав Бердников, который принимал непосредственное участие во всех мероприятиях, связанных судьбой этого судна. – В 1997-1998 годах по ситуации с «Нахимовым» работала целая экспедиция, в составе которой были представители МЧС, морской спасательной службы, в том числе было задействовано судно-спасатель «Прокопчик». Комиссия оценила состояние парохода, вынеся вердикт, что он экологической опасности не представляет. Ведь остатки мазута замурованы в герметичных цистернах, да и мазут при низкой температуре не имеет текучести. Правда, в девяностых годах прошлого века периодически, особенно после южного ветра, течением из-под «Адмирала Нахимова» вымывались мазутные пятна. Но всплывал деградированный мазут не непосредственно под затонувшим лайнером — течением его выносило довольно далеко от места катастрофы 1986 года, к причалам Шесхариса. Но потом все прекратилась, начиная с 2005 года, пароход вел себя спокойно, — заключил Вячеслав Сергеевич.

На этой неделе в Новороссийске начала работать специальная комиссия, которая вновь призвана оценить состояние «Адмирала Нахимова» и вынести вердикт, представляет ли памятник-корабль угрозу экологическому состоянию Цемесской бухты и вообще, этому ли объекту принадлежат мазутные пятна? «НР» обязательно расскажет, к каким выводам пришла комиссия.

Пароход скоро развалится на две части!

А что думают по поводу ситуации новороссийские дайверы, которые неоднократно спускались к затонувшему судну и изнутри знают ситуацию?

— «Адмирал Нахимов» каждый год выделяет шарики мазута, особенно в теплое время, когда море хорошо прогревается. Я неоднократно видел над ним радужную пленку, — рассказывает мой знакомый дайвер Константин Вовченко, который был на «Нахимове» 30 раз вплоть до момента, пока появился запрет на спуски к судну. – Последний раз я спускался к братской могиле лет пять назад. Хорошо заметно, что в месте удара судно уже сыплется, и есть среди моих коллег предположение, что пароход скоро развалится на две части.

Константин пожалел о том, что затонувший круизный лайнер сейчас под запретом для подводных прогулок.

— Для нас, водолазов, это грустная ситуация. «Нахимов» – очень интересный для погружений объект, который очень красиво лежит. Особенно если смотреть со стороны носа. Впечатления потрясающие, фотографии тоже, — сожалеет мой знакомый. — Судно лежит на максимальной глубине 48-50 метров, верхняя его точка — 27 метров. В целом для дайвинга это неопасный объект, если спускаться к судну. Я же заходил внутрь судна, бывал в ходовой рубке, проходил по центральному проходу, где висит центральная люстра, заходил в кинозал. Внутрь заходить всегда опасно. Мы, дайверы, все оканчивали целый курс по заходу в замкнутые пространства, учились работать с искусственным светом, со страховкой, с сигнальными приспособлениями.

Ученые не верят, что пятна от «Нахимова»

Главный научный сотрудник Института океанологии РАН (Геленджик), и.о. заведующего лабораторией литодинамики и геологии Рубен Косьян, который в 1986 году лично принимал участие в подъеме людей, утонувших на «Нахимове», сказал, что выход нефтепродуктов – это полная чушь.

— С момента катастрофы прошло 34 года, легкие фракции нефтепродуктов испарились давным-давно, внутри остались загустевшие битумные фракции, которые не могут просто так всплывать. Даже если что-то выделяется, это мизерные объемы, которые не могут сильно навредить экологической ситуации. Скорее всего, человек, снявший видео, обычный искатель славы, который поставил себе задачу снять сенсацию, если он оказался в этой акватории. Успокойтесь, выход нефтепродуктов – это мелочь в сравнении с экологической ситуацией на Дальнем Востоке, — завершил свой комментарий ученый.

«НР» продолжит следить за ситуацией. Уважаемые читатели, что вы думаете по этому поводу? Звоните нам: 61-41-05.