С этого дня началась космическая эра. И новороссийцы имели к завоеванию космоса самое прямое отношение.

В НАЧАЛЕ октября далекого 1957 года с космодрома Байконур был осуществлен запуск первого искусственного спутника
Земли.

С ветераном космодрома встретился корреспондент «Новороссийского рабочего».

– Михаил Порфирович, а как вы оказались на Байконуре, одном из самых секретных объектов в Советском Союзе?

– В 1955 году я окончил артиллерийское техническое училище в городе Камышине. Это был самый первый выпуск ракетчиков. После короткой службы в ракетной части я был направлен воинским эшелоном на Байконур.

– Что было на космодроме до исторического запуска спутника?

– Шла напряженная работа по подготовке к запуску ракеты, который произошел 21 августа 1957 года. За месяц до этого я был включен в боевой расчет на должность оператора станции, которая регистрировала состояние заправки, работу автоматики двигателя и ряд других параметров во время пуска. Та первая межконтинентальная баллистическая ракета успешно долетела с Байконура на Камчатку. Именно этот тип ракет стал носителем для запуска спутников, космических кораблей и основой для создания в 1959 году Ракетных войск стратегического назначения.

– Приходилось ли контактировать с Главным конструктором Сергеем Королевым?

– Примерно минут за пять до старта ракеты с искусственным спутником Сергей Павлович заходил в бункер к заправщикам, а в комнате, где я работал оператором, интересовался исходными данными. Когда ракету доставили в монтажный корпус и вызвали боевой расчет, то там все время находился Королев. В один из дней, мной, двадцатидвухлетним лейтенантом, была обнаружена неисправность. Я тогда набрался смелости и подошел к Главному конструктору, доложив о неполадке, которая вскоре была устранена. Впечатления о встрече с Королевым остались у меня на всю жизнь. Это, действительно, был выдающийся человек, сделавший многое для страны. Запуск стал для нас большой радостью, ведь мы подарили всему миру слово «спутник»!

– Какие еще были памятные старты ракет?

– В 1960 году я покинул космодром, поступив в высшее командно-инженерное училище, и вернулся спустя шесть лет. Пуски ракет осуществлялись примерно один раз в месяц. На космодроме был особый принцип работы – не от и до, а столько, сколько нужно. Особенно запомнился запуск космической станции «Луна-1», который произошел 2 января 1969 года. Все новогодние праздники боевой расчет провел в испытательных работах, на космодроме мы находились практически круглосуточно. Станция пролетела недалеко от Луны и стала спутником Солнца.

Приходилось участвовать и в других важных космических проектах в качестве заместителя начальника отдела по испытанию радиотехнических систем космических аппаратов – запусках ракеты-носителя «Протон», испытаниях орбитальной станции «Алмаз», спутников связи «Экран» и «Горизонт». В 1973 году занимался разработкой графиков запуска четырех автоматических станций на Марс.

– Во время одного из ваших посещений новороссийского планетария обратил внимание на то, что вы удостоены звания «Почетный радист». Это тоже за космические заслуги?

– Работа была связана с проведением в 1980 году Олимпийских игр в Москве. Для трансляции репортажей с московской Олимпиады был намечен запуск спутника связи «Горизонт». Перед запланированным стартом боевой расчет, которым я руководил, обнаружил неисправность блока питания, из-за чего старт был задержан. На Байконур вызвали разработчика блока, и общими усилиями система была отлажена. Телевизионная трансляция с Олимпиады осуществлялась на весь мир. Тогда начальнику испытательного отдела вручили орден Октябрьской революции, а мне – значок «Почетный радист Советского Союза».

– Противостояние России и Америки было всегда связано с освоением космоса.

– В большинстве вопросов, касающихся развития космонавтики, наша страна была впереди. Для многих землян навсегда останутся добрыми воспоминания о первом спутнике, о первом космонавте планеты Юрии Гагарине, первой женщине-космонавте Валентине Терешковой, о Евгении Леонове, который первым побывал в открытом космосе. В 1973 году на Байконуре была запущена космическая станция «Алмаз», которая своим радиолокатором передавала изображение поверхности Земли с большой точностью. В Америке такую станцию стали разрабатывать только через много лет. Как-то в Россию  приезжал американский астронавт, один из тех, кто высаживался на Луну. Он выступал у нас с докладами. И, по сути, это означало: мы признали, что американцы были на естественном спутнике Земли. Хотя я при обсуждении этого вопроса предпочитаю говорить, что «американцы, возможно, были на Луне».

– Какие самые известные имена связывают Кубань и космонавтику?

– Наши земляки внесли значительный вклад в развитие отечественной космонавтики. Юрий Кондратюк, житель станицы Крыловской, еще в конце 1920-х годов написал книгу «Завоевание космических пространств». Он развивал идею Циолковского о межпланетных полетах. Николай Чернышев из станицы Казанской – один из создателей ракетного топлива. Дмитрий Козлов из Тихорецка стал ведущим конструктором баллистической ракеты Р-7. Александр Щукин из Краснодара был космонавтом-испытателем по программе «Буран».

В славном отряде отечественных космонавтов пятеро кубанцев: Виктор Горбатко, Виталий Севастьянов, Анатолий Березовой, Геннадий Падалка, Сергей Трещев.

– Чем занимается «Федерация космонавтики Кубани», где вы один из руководителей?

– Основная задача Федерации – патриотическое воспитание подрастающего поколения, пропаганда достижений отечественной космонавтики на примере наших кубанских ученых и космонавтов.