Фото Анатолия Позднякова

Его работа в школе отмечена высоким званием «Заслуженный учитель России». А его литературная деятельность – несколько десятков книг, созданное издательство, где вышли более сотни томов новороссийских авторов, редактирование нескольких журналов и газет – делает Пахомова одной из самых заметных творческих личностей юга России.

 С известным литератором и педагогом накануне Дня учителя встретился корреспондент «Новороссийского рабочего».

– Виктор Борисович, как вы все успеваете? Или у вас в сутках не 24 часа?

– Увы, я очень многое не успеваю. Из того, что задумано, реализуется не больше половины. Один китайский мудрец советовал пораньше вставать и попозже ложиться, вот я так и поступаю.

– Какое из ваших творческих занятий для вас главное?

– Высшей формой искусства является поэзия, поэтому эту сторону творчества я для себя считаю главной. И хотя мои стихи публиковались от «Черноморца» (многотиражка новороссийского пароходства, – прим. ред.) до «Литературной газеты», каким-то особенным поэтом я себя не считаю. Поэт, на мой взгляд, должен написать немного стихов, но обязательно хороших. Это повышает требовательность к себе. Для меня стихи – это портрет моей души в развитии. Если обо мне скажут, что я был поэт, то я этим буду удовлетворен.

– Легко ли сегодня быть учителем в школе?

– Я начинал работать учителем при советской власти. С каждым годом работать становилось все тяжелее и тяжелее. Мне кажется, что компьютеризация играет в образовании отрицательную роль. Она сбивает с образовательного пути всю существующую школьную систему. Учителю приходится много внимания уделять документам, которые множатся как снежный ком. Об этих проблемах я довольно подробно писал в своих статьях, которые были опубликованы на страницах «Литературной газеты» (выдержки из некоторых публикаций приводятся в данной статье).

– Удаленное обучение, что было в карантин, возвращения которого сегодня так все боятся, вас устраивает?

– Удаленка никак не может заменить привычное очное обучение. Самое опасное, что если нынешняя ситуация протянется долго, то потом крайне трудно будет восстанавливаться. Негативные последствия станут ощутимы даже на примере одного класса.

– Система оценки труда школьного учителя достаточно сложна и зависит от многих факторов. А как, по-вашему, должен оцениваться учительский труд?

– Нынешняя система построена на эксплуатации учителя. Оплата труда педагога у нас в стране находится на уровне Украины и стран Африки. Учитель должен получать не 200 долларов в месяц, а хотя бы 500, чтобы от него можно было требовать качественного труда. Я когда сам закончил школу, то одно время работал грузчиком, так тогда зарабатывал больше, чем сегодня, работая на полторы ставки.

 – Вы приехали в Новороссийск больше 50 лет назад. А что вам нравится и не нравится в современном Новороссийске?

– Для меня Новороссийск – это город несбывшихся надежд. По своему потенциалу он мог бы стать одним из красивейших городов Европы. А мы же имеем город с серой архитектурой и существующими проблемами – от воды до проблем культурной инфраструктуры. Город же может считаться по-настоящему большим, если он является культурным центром. Увы, Новороссийск пока таким не стал. У него нет единой архитектурной концепции, налицо полное забвение традиций малой архитектуры. Нам нужны не 20-этажные «человейники», а 4-6-этажные здания в стиле тех, что появлялись в городе в районе исторического центра в начале 1950-х годов.

У меня есть книга «Блеск и нищета города норд-остов», в которую я включил свои публицистические заметки именно на эту тему.

 – У вас масса разнообразных проектов – книги стихов, прозы, исторических повествований, издательские проекты. К ним добавилась автобиографическая проза – книга «У Черного моря». Чем еще собираетесь пополнить этот список?

– Недавно я набрался наглости и смелости и пошел по стопам наших классиков – Валентина Катаева и Константина Паустовского. Так появилась книга «У Черного моря». Это первый выпуск из задуманной автобиографической серии. За ней должны последовать «Французский бульвар» и «Корабль Одиссея». Именно последнюю часть я считаю главной. В ней я хочу рассказать о новороссийских деятелях культуры, которых я знал и которые оставили заметный след в нашей культуре. Все они были моими друзьями, и мне хочется пообщаться с ними еще раз. К сожалению, большинство из них уже ушли из жизни – Юрий Чернов, Александр Иващенко, Александр Плонский, Светлана Летт, Александр
Еременко.

 – А что у вас было литературным дебютом?

– Я по образованию филолог, и у меня никогда не было особых проблем с литературой. Я начинал в то время, когда литература была востребованной. В середине 1980-х годов вокруг «Новороссийского рабочего» и «Черноморца» (многотиражка новороссийского пароходства, – прим.ред.) сформировались группы пишущих авторов. В это время и вышла моя первая книжка – «След Афродиты». Причем тираж издания был довольно высок для подобного рода литературы – 4,5 тысячи экземпляров. Сегодня даже у известных столичных авторов сборники издаются тиражом всего две-три сотни. Поэтому про тот свой тираж вспоминаю, как о забавном анекдоте.

– За последние несколько лет книги о новороссийской истории выпустили Галина Кольцевая, Виктор Буравкин, Роман Талдыкин. Издания краеведов-любителей, судя по читательскому интересу, не уступают трудам историков-профессионалов?

– По существу, речь идет о разных подходах. Историческая литература пишется в рамках определенных требований, в строго научном стиле. А любители этим не связаны, им легче создавать художественно-публицистические тексты, адресованные широким массам.

– А как стать востребованным у 16-летних, ведь им наверняка не очень-то интересны книги, написанные авторами-пенсионерами?

– Это вовсе не связано с возрастом авторов. У современных школьников практически пропал интерес к чтению. Им гораздо привлекательнее проводить время за играми в своих гаджетах. Хотя многие из них интересуются литературой и сами пишут. За последние три года я издал несколько книг с произведениями 12-17-летних авторов: «Питомцы норд-оста», «Дети XXI века», «Наброски жизни». Рассчитывал, что они могли бы быть использованы учителями на школьных уроках. Но кажется, что я единственный учитель, кто использует эти книги на своих уроках.