Не за перспективу получить имущество, а просто так, по велению своего сердца? Согласитесь, это непросто. Но есть в Новороссийске удивительные истории, когда совершенно чужие люди берут на себя этот непростой груз ответственности – за постороннего человека. Каково это, выясняла корреспондент «НР».

С Ольгой Елисеевой, руководителем отделения срочного социального обслуживания Новороссийского комплексного центра социального обслуживания населения,  мы заехали в гости в одну такую приемную семью, существующую официально около года, но в реальности действующую уже восемь лет.

Жительница поселка Кабардинки Наталья Боровских искала квартиру в Новороссийске, чтобы не возвращаться домой каждый раз, а ночевать в городе, где у нее была работа и где в институте училась дочь. Знакомые подсказали, что одна пожилая женщина нуждается в сиделке. Так Наталья оказалась в квартире Азы Ивановны Новиковой, которой на тот момент было за восемьдесят. Пожилая женщина уже не могла ходить, у нее отнялись ноги. Наташа поселилась в квартире пенсионерки. Ухаживая за женщиной, получила возможность снимать комнату.

С Азой Ивановной мы знакомимся в ее спальне. Пожилая женщина 30 сентября отметила круглую дату – ей 90 лет! Несмотря на преклонный возраст и десять лет без движения, женщина в прекрасной интеллектуальной форме: на прикроватном столике у старушки замечаю два тома произведений русского историка Ключевского.

фото Анатолия Позднякова

— Я всю жизнь его перечитываю время от времени. Это первый историк России, описавший историю нашей страны без оглядки на императрицу, — выдает Аза Ивановна, историк-архивист по образованию, предлагая мне ознакомиться с ее библиотекой, в которой 3000 книг.

Наташа Боровских еще больше удивляет меня, рассказывая, что Аза помнит до мельчайшей детали, как у нее в библиотеке расположены книги, где какое произведение и какого автора лежит, хотя сама не подходит к книжному шкафу более десяти лет.

Аза Новикова много лет назад потеряла мужа и сына, оставшись в Новороссийске в одиночестве. На севере нашей страны у пенсионерки проживает племянница, невестка и внуки, но ухаживать за пожилой женщиной они не могут. Поэтому Аза Ивановна нуждалась в сиделке. Собственно, поэтому в ее жизни и появилась Наташа.

— Наталья Владимировна, — поправляет меня Аза Ивановна, — шепча мне на ухо, что ее Наташа — настоящий волонтер от бога, которая ухаживает за ней много лет безвозмездно.  

Около года назад Наталья Боровских обратилась в Центр социального обслуживания за помощью: для Азы Ивановны нужна была многофункциональная кровать, потому что на обычной обездвиженный инвалид уже не мог проводить все время. К тому же Аза Ивановна много читает, ей нужна была кровать с поднимающейся спинкой. Да и ухаживать за лежачей больной на обычной кровати было сложно. Для Новиковой выделили современную технику, а Наташе предложили создать приемную семью официально.

Интересуюсь, почему Наталья задержалась рядом с Азой Ивановной на столько лет. Что ее держит? Ну, помимо необходимости снимать жилье в Новороссийске. Наталья говорит, что жить ей есть где, у нее в Кабардинке дом, и острая необходимость жить в Новороссийске давно отпала, ведь она уже на пенсии, а дочь закончила учебу в вузе. Наташа привязалась к Азе Ивановне и понимает, что без ее помощи женщина не сможет. А найти новую сиделку в наше время непросто.

— Аза Ивановна давно стала мне как родная. Мы живем самой обычной семьей, — говорит она, добавляя, что также Азой звали ее маму, которая, увы, уже скончалась.

К пожилой женщине привязались все родственники Наташи. Ее сын для Азы Ивановны как внук. С ним пенсионерка любит беседовать на философские темы. Радуют Азу Ивановну и внуки Наташи, а их уже трое.

— Тяжело жить приемной семьей? – интересуюсь я.

— Не тяжело, как в обычных семьях все люди с разными характерами и к каждому нужно найти свой особый подход, — говорит Наташа.

Ольга Елисеева добавляет, что приемная семья — пока довольно редкое явление, в Новороссийске таких одиннадцать. У каждой семьи своя история, а у человека, который берет на себя заботу о пожилом немощном человеке, свой личный мотив. Большинство делают это по велению души, как бы ни банально звучали эти слова.

— В основном в приемные семьи объединяются люди, которые раньше были знакомы между собой, дружили, — рассказывает Ольга Сергеевна. — Есть у нас в станице Натухаевской такая семья. У пожилой женщины умер муж. Вдова в отчаянии от горя, продолжительное время не могла прийти в себя. Ее забрала к себе семья знакомых, где эта пенсионерка проживает уже много лет. А вот другая история: женщина увидела одинокого пожилого человека на коляске, пожалела инвалида, стала приходить его кормить, покупала продукты. Сейчас оформляет приемную семью. Она рассказывает, что инвалид напомнил ее умершего папу, возникло желание заботиться о нем.

Сейчас появляется много частных домов престарелых, где условия проживания за хорошую сумму напоминают жизнь в санатории. Но не все одинокие старики могут себе позволить частный пансион за 40-50 тысяч рублей в месяц. А приемная семья – это правильная альтернатива казенным стенам.

К сожалению, размер выплаты человеку, берущему на себя ответственность и заботу о пожилом человеке, невелик, всего 3114 рублей в месяц, так что их работу можно назвать волонтерством, как правильно выразилась Аза Новикова.