Книга Гильды Нагиевой «Женщины в социокультурном пространстве Черноморской губернии: конец XIX – начало XX вв.» стала одной из последних новинок отдела краеведения Центральной городской библиотеки им. Э. Баллиона.

В издании рассказывается о политике местных властей в отношении развития женского образования, использования женского труда в мирное время и в военные годы.

С автором монографии встретился корреспондент «Новороссийского рабочего».

— Гильда Александровна, что послужило поводом к написанию книги?

— В середине прошлого десятилетия я стала собирать материал для написания своей диссертационной работы. Тема, касающаяся женщин, меня заинтересовала с самого начала. Первая задумка была другая – о женской благотворительности в регионе. Но когда начала работать в нашем архиве, то поняла, что есть более интересные документы, о которых захотелось рассказать.

— Положение женщин в обществе отличалось от нынешнего?

— Да, и это было характерно для всей Российской империи. Роль женщин в обществе была весьма скромной. Чаще всего им приходилось работать в качестве прислуги или гувернантки. Лишь единицы имели свое дела, которое чаще всего было связано с гостиничным бизнесом.

На многое повлияла Первая мировая войны, когда женщины стали заменять ушедших на фронт мужчин.

— Чем женщины занимались в Новороссийске и Черноморской губернии?

— По данным переписи населения, которая прошла в России в 1897 году, большая часть женщин в нашем регионе занималась традиционным сельским хозяйством, были крестьянками. Определенный колорит в это вносили и семьи переселенцев – чехи, армяне, греки и др. Образованная часть женского населения могла реализовать себя в качестве учителей, врачей и акушерок. У нашего города характерной приметой было наличие именно женщин-врачей. Несколько женщин являлись владелицами небольших частных школ на 25-50 учеников. Известно об официально работавших за деньги и плативших налоги 52 проститутках.

— Кого можно отнести к самым известным жительницам Новороссийска?

— В первую очередь это были жены губернаторов, известных чиновников – Вера Волкова, Софья Березникова, Лидия Барановская, владелица частной школы Теренецкая-Климова, одна из основательниц женского клуба Елена Франгопуло. Они занимались благотворительностью, сбором пожертвований, оставили свой след.

— Существовали ли женские организации в городе?

— Самым известным был, пожалуй, женский клуб, который появился в Новороссийске в 1907 году. Также женщины, как правило, жены чиновников, стояли у руля отделения Российского Красного Креста. Впрочем, большинство представительниц слабого пола сидели дома, воспитывали детей и вели домашнее хозяйство. Стоит напомнить, что они не имели права голоса и не могли голосовать. Среди них не было депутатов, директоров фабрик и заводов, спортсменок.

— Их привлекал путь революционерок?

— Судьба Лизы Пиленко, известной как Мать Мария, погибшей в 1945 году, связана не только с Новороссийском, но и с революционным прошлым. Одно время она была даже городским головой Анапы. Любопытный случай как-то поведал кубанский историк Сергей Ктиторов. Мол, однажды в один из комитетов РСДРП обратилась группа «публичных женщин» с просьбой помочь им организовать забастовку, так как, по мнению пришедших, ущемлялись их права.

— В Новороссийске до революции отмечался Международный день 8 Марта?

— В России первое массовое выступление женщин было в Петрограде и тесно связано с событиями Февральской революции 1917 года. В Черноморье женщины смогли заявить о своих правах уже в 1920-х годах. Кстати, в 1925 году в Новороссийске побывала коммунистка Клара Цеткин, которая в 1910 году предложила учредить Международный женский день.

— Новороссийские женщины отличались от столичных дам того времени?

— Да, это было типично для дореволюционного периода. В столичных городах у местных дам было больше свобод и интересов. В провинции общество было сугубо патриархальным. Вот чего не было у нас, так это проявления суфражизма, воинствующего феминизма, хотя в мире это был один из способов ведения борьбы женщин за свои права. У нас не били по этому поводу стекла в правительственных зданиях, не было столкновений с полицией. Между тем в Новороссийске и в целом в Черноморской губернии было сравнительно мало разводов. Это было связано еще и с тем, что количество женщин значительно уступало мужскому населению.

— В Новороссийске женщины сидели в тюрьме?

— Конечно, в судах рассматривались дела с участием женщин. Но их было сравнительно мало – не более 15 процентов от общего числа, причем чаще всего они становились жертвами избиений, насилий. Женщины также фигурировали в делах о нарушении общественного порядка, воровстве белья, драках с городовым. Порой денежный штраф заменялся отсидкой. Торговок могли наказать, если они занимались розничной торговлей, в то время, когда была разрешена лишь оптовая. Но вот крупных, громких преступлений женщины не совершали.

— Городская Дума рассматривала женские вопросы?

— Да, и их, судя по протоколам Думы, было немало. В начале века были установлены правила пользования велосипедом, где строго оговаривалось, какую одежду должны были носить велосипедистки. Как-то в жаркий летний период на одном из заседаний был поднят вопрос о том, чтобы разрешить женщинам при езде на велосипеде использовать более свободную одежду. Депутаты-мужчины единодушно проголосовали против, посчитав, что именно это может привести к аварии на дороге: водители будут засматриваться на дам, что скажется на безопасности на дорогах.

Одной из особенностей Новороссийска было то, что у нас значительные средства выделялись городской Думой на образование – более 23 процентов. В то время как по России в среднем на одного человека приходилось менее 1 процента бюджетных средств.

— Революция сказалась на положении женщины, ведь таких женщин, как героиня романа Ф. Гладкова «Цемент» Дарья Чумалова и комиссар из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, всего за несколько лет до этого не было?

— Я думаю, что у самих героинь этих произведений, написанных вскоре после окончания Гражданской войны, были определенные задатки к этому. К такому подталкивали и многие события начала XX века – Русско-японская война, Первая мировая война, революции, где женщинам приходилось становиться во многом самостоятельными. К тому же женщины-казачки в некоторых вопросах не уступали своим мужьям.

      Евгений Лапин.

С полным текстом книги Г. Нагиевой можно ознакомиться в управлении архива (ул. Первомайская, 7-а) и отделе краеведения Центральной городской библиотеки им. Э. Баллиона (ул. Советов, 44).