Одним из примеров этого была существовавшая кордонная стратегия, которая прослеживалась в судьбе Новороссийска и целой сети фортификационных сооружений. Этим вопросам посвящена вышедшая недавно книга «Кордонная стратегия. Кавказ, век девятнадцатый» научного сотрудника Новороссийского исторического музея-заповедника, кандидата культурологии Льва Степко.

Хочешь мира, строй укрепления

Берег Черного моря от устья Кубани до крепости Святого Николая по Андрианопольскому мирному договору отошел Российской империи. По инициативе командования Черноморского флота за шесть лет до высадки войск в Цемесской бухте, в 1832 году, в северо-восточной части от устья реки Цемес был основан пост в виде укрепления. По данным Льва Степко, пост нанесен на карте, составленной при Генеральном штабе Отдельного кавказского корпуса полковником бароном фон Ховеном, которая хранится в фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

В некоторых обнаруженных документах тех лет прослеживается факт строительства инженерного объекта в Цемесской бухте задолго до закладки Новороссийского укрепления. Генеральный штаб еще в 1830 году вел разработки по планированию переброски сухопутных войск на побережье Кавказа.

О необходимости содействия сухопутным войскам Черноморского флота докладывал А. Меньшиков императору Николаю I в феврале 1831 года. При этом ставился вопрос о строительстве укреплений или в районе Геленджика, или Суджук-Кале.

Даже после того, как выбор был сделан в пользу Геленджика, командование Черноморского флота приняло решение: «…Для сообщения с Анапой построить промежуточный пост в Суджук-Кале, поручить командованию флотилии содействовать в решении этого вопроса».

Внимание Суджукской бухте

В донесении вице-адмирала К. Пантаниони А. Меньшикову в ноябре 1830 года прямо отмечалось: «Пока Суджукская бухта не будет занята нашими войсками, до тех пор опасно оставлять в ней на брандвахте суда, ибо горцы легко могут овладеть ими на галерах в темную ночь, а для прекращения там торговли горцев с купеческими судами вменить в обязанность отрядного командира посылать для осмотра этой бухты особое судно».

О создании поста в глубине устья реки Цемес просил вице-адмирала Пантаниони и начальник временного распорядительного комитета Черноморского флота и портов А. Грейг.

Они были первыми

Необходимо отметить, что решающую роль в создании Черноморской береговой линии сыграли действия кораблей Черноморского флота, контролировавших ситуацию у кавказского побережья. Занять побережье одними сухопутными войсками из-за отсутствия дорог было невозможно: горы, упиравшиеся обрывами в самый берег моря, были совершенно непроходимы. Поэтому занимать отдельные пункты решено было при помощи морских десантов. Именно так, десантом под командованием генерал-лейтенанта Н. Раевского с кораблей Черноморского флота, было основано Новороссийское укрепление. Таким образом, при участии флота под командованием вице-адмирала М. Лазарева с 1830 по 1839 годы на побережье было образовано 17 укреплений, составивших Черноморскую береговую линию.

При этом перед строительством укреплений изучением мест расположения будущих объектов береговой линии занимались генералы А. Вельяминов и Н. Раевский. В одном из донесений, которое приводит известный кубанский историк Ф. Щербина в своей «Истории Кубанского казачьего войска», Н. Раевский писал: «Суджукской бухте природой определено быть портом Кавказской области и Черномории, а дорогам по Цемесу и Бакану – внутренними сообщениями для торговли».

Крепость будет важнейшей

Исчерывающую характеристику Суджукской бухте дал командир Кавказского корпуса, генерал-лейтенант Головин, писавший в рапорте военному министру А. Чернышеву в июле 1838 года: «Осмотрев во всей подробности Суджукскую бухту, я удостоверился, что во всех отношениях, изложенных генерал-майором Н. Раевским, она заслуживает преимущества. Но в своем мнении он не коснулся важного предмета. Крепость при устье реки Цемес будет важнейшей из всей прибрежной линии как по своей местности, так и для связи системы крепостей. В морском отношении Суджукская бухта далеко превосходит все прочие на восточном берегу Черного моря. Кроме того, она ближе других от Кавказской линии и сообщается с нею без значительного перевала через горы. Она важна для усмирения края, будучи в тылу прибрежного поселения черкесов возле Анапы и в 40 верстах от сей последней.

Крепость на Цемесе обеспечит посему безопасность Анапского поселения, построение одного или двух промежуточных укреплений откроет судоходные сношения с Анапою, и отрежется все пространство, заключенное между морем и дорогою от Цемеса до Анапы. Все сие пространство и Цемесская долина – плодороднейшая и богатейшая сторона на всем восточном берегу Черного моря. Цемесская долина – удобнейшая для поселения – представит ту выгоду, что она немедленно войдет в одну систему с Анапским. При ближайшем осмотре устья Цемеса и всех его выгод я не мог не удивиться, что оно не обратило внимания прежде прочих пунктов восточного берега. Сие не ускользнуло из виду английских агентов и анатолийских контрабандистов. Цемес – их главное прибежище. Высадка в Шапсухо доказала горцам, что даже отдельные кораблекрушения не останавливают наших действий. Немалое сопротивление обнаружило упадок духа – настало время для сильного удара. Ничто не может иметь над ними большее влияние, как занятие Цемеса, и посему намереваюсь его предложить наместо Геленджикской линии».

Строго по плану Михаила Лазарева

После тщательного изучения местности и должной оценки ситуации в регионе было принято решение о высадке десанта в Суджукскую бухту. По мнению Л. Степко, операции по освоению бухты можно считать в высшей степени образцовыми и поучительными как с точки зрения их подготовки и организации, так и выполнения. Этот и подобные десанты на побережье Черного моря явились новым этапом в развитии русского военно-морского искусства, где проявилось флотоводческое искусство адмирала М. Лазарева, который стал вместе с генералом Н. Раевским основателем Новороссийска.

В высадке десанта не было ни одной задержки, ни одной заминки, проходили они в быстром темпе и строго по плану.

Тот самый день – 12 сентября

Из распоряжения М. Лазарева: «Эскадра Черноморского флота, состоящая под моим начальством, по взятии отряда сухопутных войск генерал-лейтенанта Н. Раевского должна высадить оный в Суджукской бухте при устье реки Цемес. Высадка должна последовать по очищению берега артиллерией с эскадры под прикрытием артиллерии гребных судов».

Генерал Н. Раевский, в свою очередь, записал в журнале о военных действиях: «…12 сентября в полдень эскадра вошла в обширную и величественную бухту Цемес и стала на якорь между устьем реки сего имени и развалинами турецкой крепости Суджук. 13 сентября устроили засеки вокруг лагеря и приступили к разгрузке судов. 14 сентября по взаимному согласию с генерал-адьютантом М. Лазаревым избрано место для крепости, сделано предположение адмиралтейства и приступлено к начертанию форта, имеющего быть построенным в нынешнем году».

С повеления императора

После занятия Цемесской бухты и ее осмотра М. Лазаревым 19 сентября 1838 года Н. Раевский предложил проект строительства в устье реки Цемес порта, адмиралтейства и крепости.

Лазарев в своем донесении сообщает: «Дислокация войск в устье реки Цемес весьма важна для крейсирующих военных судов Черноморского флота по закрытому положению Суджукской бухты, где целые эскадры могут всегда обеспечить для себя надежную стоянку, пристани для коммерческих судов и береговой нашей эскадры, убежища от морских ветров морским судам, проведение ремонтных судовых работ и снабжение их провизией и всем необходимым».

Император Николай I повелел Цемесское укрепление расширить в крепкий опорный пункт. Предполагалось возвести два отдельных форта и четыре блокгауза, связанных между собой земляным валом. Изначально планировалось, что гарнизон будет состоять из одного батальона, но при этом казармы надлежало построить и на другие батальоны активного резерва. Проект был высочайше учрежден в январе
1839 года.

Исходя из общего стратегического плана по строительству фортификационных объектов на Черноморской береговой линии, в сентябре 1838 года развернуты работы по сооружению укрепления в Цемесской бухте. Возглавил строительство объектов силами военных инженеров и личного состава дислоцировавшихся здесь войск контр-адмирал, начальник первого отделения береговой линии Л. Серебряков. Изначально все проекты, чертежи объектов разрабатывались в Санкт-Петербурге, в инженерном департаменте, и утверждались в обязательном порядке военным министром, князем А. Чернышевым.

Так начиналась история Новороссийского укрепления, нынешнего города-героя Новороссийска.