«Встречная полоса» собрала ряд экспертных мнений.

От 18 и старше

— Правилами дорожного движения не определен возраст, до достижения которого ограничивается право вождения авто, — разъяснила старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения Наталья Мельникова. – От 18 лет, это понятно. А дальше уже определяют врачи, выдающие медицинскую справку. Одни водитель и в 80 лет сосредоточен, собран, адекватно ведет себя на дороге. О другом, скажем, 25-летнем, такого не заявишь.

Чаще всего, конечно, на пожилых людей влияет не сам возраст, а те медицинские показания, согласно которым эти люди принимают различные лекарства. И уже отсюда последует  и замедленная реакция, и сонливость, что может  пагубно отразиться на безопасности самого водителя и других участников движения. Наименьшее зло – такие водители нервируют окружающих.

У нас был случай во время рейда в рамках операции «Маячок». По  улице Школьной в Цемдолине ехала машина с сиреной и все водители принимали вправо, чтобы пропустить ее. А вот один водитель, как ни сигналили ему другие, как ни разрывалась сирена,  продолжал ехать. Как выяснилось позже, когда мы его остановили, 70- летний пенсионер не понял, почему ему все сигналят. Есть вероятность, что он плохо слышит, но скрыл от врачей  этот факт.

Еще одна напасть для водителей в возрасте – сумерки. Различные глазные заболевания, которые настигают некоторых пожилых людей, влияют на то, что эти водители плохо ориентируются в темное время суток.

У многих пенсионеров накапливается целый букет болезней, это в том числе  проблемы с сердцем, сосудами. Им сложно стоять на жаре в пробках, тем более,  что не у всех пожилых людей в машине установлены кондиционеры. А если есть, то не всегда им комфортно их включать, потому что боятся:  «протянет» спину, разболятся суставы.

В жару, во время пробок, таким людям лучше выдвигаться в город не в часы пик, поскольку пенсионеры могут себе позволить ездить по городу, когда на дорогах посвободнее.

Статистика красноречиво рисует картину: пожилые за рулем

 редко попадают в крупные ДТП. Как, правило, это мелкие аварии, связанные с механическим повреждением авто. Люди в возрасте все-таки стараются не лихачить, ездят осторожно, почти никогда не садятся за руль в нетрезвыми.  Основные виды допущенных ими нарушений – несоблюдение дистанции, аварии, совершенные при движении задним ходом. 

Даже водительское удостоверение человек может получить вне зависимости от возраста. Кстати, некоторые женщины записываются в автошколу, уже когда вышли на пенсию. У них появляется время ходить на занятия.

Двухколесные – это опасно

Другое дело – когда пожилые люди берутся за управление электросамокатов, гироскутеров.

— Вот это уже, на мой взгляд, опаснее для пенсионера. – считает Наталья Мельникова.- Уже в этом году были два случая, когда люди в возрасте пострадали  на СИМах- средствах индивидуальной мобильности. Одна пенсионерка спускалась в девятом микрорайоне к Южному рынку на электросамокате,   и ее сбил автомобиль, другой пожилой  мужчина также стал пострадавшим в ДТП.

Не все люди в возрасте, приобретая «молодежные» средства передвижения, осознают, какими техническими характеристиками обладают эти, на первый взгляд, безобидные «игрушки». А ведь иной электросамокат развивает скорость хорошего мопеда, у него очень мощный двигатель. И когда водитель едет не по тротуару, а по дороге, возникает множество непредвиденных случаев. Само маневрирование на этих СИМах довольно сложно. А ведь у их владельцев зачастую нет водительских удостоверений, в то время как даже человеку за рулем мопеда оно требуется. Значит, нет навыков вождения, элементарного знания правил движения. И все это может привести к печальным итогам, — считает Наталья Викторовна.

Расступились все – это я еду!

Аварийный комиссар Сергей Шмитберский уверен, что людям в возрасте сложнее обучаться вождению. Новички к тому же сразу попадают на дороги с интенсивным  и непростым движением, чем отличается наш город.

— Многие пожилые люди сильно нервничают, когда попадают в ДТП. У меня был случай, когда пенсионер на старенькой иномарке въехал в другую машину. Повреждения оказались незначительными, но что творилось с этим дедушкой! Руки трясутся, за сердце хватается. Мы подумали, его тут же хватит удар. Видя такое, пострадавший мужчина, чей автомобиль стукнул пенсионер, стал успокаивать виновника, утешая, что все расходы на ремонт покроет страховка.

Или вот женщины в возрасте, которые недавно получили права. Одна дама, сдавая назад, задела другую машину. Вышла и начала возмущаться: почему мне не уступили дорогу? Все должны видеть, что еду – я, женщина за рулем! А мужчина, чью машину она ударила, не ожидал вообще такого маневра и не видел, кто находится  за рулем.

Немного фактов:

Герцог Эдинбургский Филипп, 99-летний супруг королевы Великобритании, несколько лет назад  попал в ДТП — сам он ничуть не пострадал, зато пришлось публично извиняться перед другими участниками аварии.

В нашей стране впервые получают права около 7 тысяч человек старше 60 лет, а еще 350 тысяч пожилых граждан меняют удостоверения на новые.

В России, чтобы оценить состояние здоровья водителя, его отправляют на медкомиссию — по ее результатам он и получает новые права каждые 10 лет.

Американец Фред Харольд Хейл водил автомобиль в возрасте 108 лет, установив планку самого пожилого водителя в мире. Этот рекорд официально занесен в Книгу Рекордов Гиннесса.

Издание «За рулем» в свое время называло самого старого водителя Германии 101-летнего Пауля Лерхе. По данным BBC, на Туманном Альбионе 191 британец старше 100 лет имеет водительские права. Так что столетний рубеж для водителя — это не предел.

В интервью «АиФ» доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей Ильницкий прямо говорит: «Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко дискутируется в мире. Однако все исследователи сходятся в том, что, если человек здоров, он в любом возрасте несильно теряет скорость реакции: здоровые пожилые люди способны нормально реагировать и обеспечивать нормальную безопасность на дороге».

Уважаемые читатели! А как вы считаете, до какого возраста надо управлять автомобилем? Свои мнения присылайте на электронную почту [email protected] или звоните по тел. 61-41-05