В обновленном проекте транспортной стратегии России до 2035 года Минтранс допустил возможность введения через 15 лет бесплатного проезда в общественном транспорте.

Эта возможность появится при условии внедрения механизма «пользователь платит» для всех категорий автомобилистов. Данная схема предусматривает, что с 2025 года будет введена плата за проезд по дорогам регионального значения, к 2035 году — со «всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городских агломераций. При этом не уточняется, станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог.

В проекте говорится, что внедрение механизма «пользователь платит» поможет финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать ее использование как перевозчиками, так и населением. В том числе это нужно для стимулирования использования транспорта общего пользования и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах. На территориях населенных пунктов Минтранс предлагает стимулировать население ездить на немоторизированных видах транспорта – велосипедах, самокатах, а в районах массовой застройки активно развивать внеуличный транспорт, такой как метро или трамваи.

Согласно документу, стоимость проездного на 30 суток не будет превышать 7% от среднемесячного душевого дохода в конкретном регионе (2,46 тыс. руб. в среднем по стране, исходя из данных Росстата за 2019 год). Схема оплаты проезда также изменится: пассажир будет платить не за вход в салон, а за использование всей системы. Тарифы будут регулируемыми. Маршруты пересмотрят, а перевозчики перейдут на брутто-контракты (с гарантированной платой за перевозку). Из документа пока неясно, какие именно регионы войдут в программу. В Минтрансе говорят, что отбор пройдет после утверждения программы.

Но пока общественный транспорт пользуется меньшей популярностью у жителей России, чем личный, говорит само ведомство в докладе по результатам реализации текущей транспортной стратегии, принятой в 2013 году. Как указывало министерство, в 2019 году продолжилась тенденция оттока пассажиров с общественного транспорта, несмотря на рост привлекательности систем городского пассажирского и сервисов такси. Причина в кардинальном улучшении дорожных условий, особенно в европейской части страны, что позволяло использовать личные автомобили как для деловых поездок, так и для туризма.

Окончательная версия документа будет представлена правительству в феврале 2021 года. Кроме бесплатного проезда, в рамках программы модернизации пассажирского транспорта до 2030 года планируется обновить 75% автобусов и до 25% парка электротранспорта в 104 городах. Вся программа обойдется в 5,1 трлн руб. Также Минтранс не исключил и увеличения лимита скорости на бесплатных автодорогах.