«У нас будет Перегонец»

Ее сравнивали с Комиссаржевской и приглашали ведущие театры. Театральное искусство было очень востребовано в нашей стране, несмотря на продолжавшуюся Первую мировую войну и назревавшие революционные перемены в России.

В начале 1917 года актриса Суворинского театра в Петербурге Ольга Сорокина, набирая труппу на сезон в Новороссийск, с гордостью говорила: «У нас будет в труппе Перегонец». Имя актрисы уже тогда было своего рода залогом будущего сценического успеха.

В конце 1970-х годов известная актриса Елена Скалон (Одоевская) вспоминала о встрече с Александрой Перегонец по пути в Новороссийск: «Мы тогда и познакомились в вагоне, в котором ехали актеры и их семьи. Александра Федоровна Перегонец была небольшого роста, тоненькая, как тростиночка, с прекрасной фигурой, с громадными, всегда чуть грустными глазами и какой-то немного застенчивой улыбкой. Она была очень молчалива, как-то осторожно относилась к людям, но всегда рада была помочь. Шура трогала и волновала своей искренностью, она стала актрисой тончайших нюансов…».

После ветра город стал иным

в книге театрального историка С. Ландау приводится письмо, которое Перегонец отправила из Новороссийска в начале гастрольного сезона известному режиссеру Борису Бертельсу: «Простите меня, но я как-то не могла прийти в себя, собраться с мыслями. Сейчас это проходит, и я могу писать… Здание театра в Новороссийске очаровательное, в готическом стиле, стоит в саду. Зал и сцена напоминают Михайловский театр, масса декораций. Вообще, оборудование великолепное. Сам город казался мне первое время мрачным, безлюдным, но виною тому сильный ветер, наводивший уныние на всю местность. Сейчас в Новороссийске стоит чудесная погода, и город кажется совсем иным. 12-го начались репетиции, а уже 16-го на открытии шла «Касатка». Спектакль был принят очень хорошо. А еще с большим успехом – «Иван Мироныч». Следующими были «Змейка», «Кручина», миниатюры «Школьная пора», «Новый революционер», «Ванька» и, наконец, «Роман». Новороссийская публика с каждым разом все лучше и лучше начинает относиться к труппе. По словам театральной комиссии, сборы обеспечены…».

Далее актриса рассказывает в письме о некоторых возникших проблемах и трудностях и постепенно переходит непосредственно к себе: «Моей первой большой ролью стала Элен в «Бабушке». Вы представить себе не можете, как я волновалась. Больше всего я боялась своих товарищей, тем более что вы меня рекомендовали с такой хорошей стороны. Спасибо, Борис Александрович, за все, что вы для меня сделали. Я никогда этого не забуду. А. Перегонец. Новороссийск, 12 июня 1917 года».

Успех не заставил себя  долго ждать

Своей несомненной удачей в Новороссийске Шура, как ее все звали в труппе, считала роль Элен из французской комедии «Бабушка, или Завоеванное счастье». Остроумные, психологические диалоги позволяют актрисе показать характер своей героини в развитии. Сколько схожих комедий, прославляющих силу любви, сыграет А. Перегонец на своем веку! И не будет случая, чтобы ей не сопутствовал в них огромный успех. Сыграв Элен, актриса завоевала признание новороссийской публики и утвердила свое положение в труппе. Многие зрители ходили «на Перегонец».

И смех, и слезы сцены

Одним из спектаклей, вызвавших повышенный интерес, стала постановка Я. Гордина «За океаном», где актриса сыграла роль… мальчика. Сюжет этой мелодрамы затрагивал вопрос о положении евреев в царской России. Перегонец создала емкий образ сиротства – безысходного одиночества и бессилия перед несправедливостью. Ее Генрих – худенький, тихий мальчик с большими, печальными глазами и скованными, неловкими движениями, в котором идет непосильная для его возраста борьба. Его отчим тиранит мальчика, не в силах подавить в себе ненависть к чужому ребенку.

Длился сезон в Новороссийске до середины августа. За это время Александра Перегонец сыграла около двух десятков новых ролей. Это был ее первый полноценный сезон на театральной сцене, после которого она убедилась, что ей по силам самый напряженный труд. Сцена распахнула перед ней широкие возможности, ей были доступны и тонкий юмор, и потаенные слезы. Впереди были ее главные роли в спектаклях «Ревизор», «Принцесса Турандот», «Коварство и любовь», «Горе от ума», «Доходное место» и др.

От Джимми до Ихошки

Большой опыт актрисе дало участие в известных театральных коллективах Петрограда и Киева тех лет – экспериментальной труппе «Приют комедиантов», кабаре-театре «Би-ба-бо», театре «Кривой Джимми». Во время гастрольных поездок она вновь посещает Новороссийск, город, ставший свидетелем ее первого большого успеха.

Заметная работа ожидала Александру Перегонец в кино. По приглашению вернувшегося в Россию из эмиграции знаменитого режиссера Якова Протазанова, приступившего в 1924 году к съемкам классического немого фильма по фантастическому роману Алексея Толстого «Аэлита», актриса после успешных кинопроб была учреждена на роль рабыни Ихошки, фрейлины королевы Марса Аэлиты. Показам фильма сопутствовал неизменный успех.

Сыграла свою лучшую роль

После многих лет гастролей по стране Перегонец решила осесть в Крыму, где осталась уже до конца жизни, играя на сценах севастопольского и симферопольского театров. Перед самой войной Александра Перегонец и ее муж Анатолий Добкевич были удостоены почетных званий «Заслуженный артист РСФСР». Беда пришла в конце 1941 года, после того, как они не успели эвакуироваться из Крыма. Ее муж, отказавшийся стать городским головой Симферополя, был казнен оккупантами.

Перегонец удалось добиться разрешения о создании при симферопольском театре молодежной студии, в которой она собрала около пятидесяти человек, спасая их тем самым от угона в Германию. Многие тогда подумали, что смерть любимого мужа ее сломала, и она стала работать на оккупантов. «Предательница», – без обиняков, беззвучно шептали ей некоторые вслед. Даже немцы поверили, что она не будет мстить за смерть мужа, что она покорилась и всего лишь слабая женщина, чтобы сражаться за Родину. В этом Перегонец была на редкость убедительна, она играла свою лучшую роль.

Гитлер должен был взлететь на воздух

В 1943-1944 годах актриса стала одним из организаторов диверсионно-разведывательной группы «Сокол» и активным ее участником. Это был один из тех редких случаев, когда важные задания поручались не профессиональным разведчикам, а актерам. Известно, что группа планировала покушение на Гитлера. Якобы фюрер собирался посетить открытие Крымского моста, а заодно и побывать на премьере в симферопольском театре. Там-то Адольф Гитлер и должен был взлететь на воздух. Об этой уникальной операции был снят документальный фильм «Премьера». Однако мост был разрушен наступавшими частями Красной армии, и Гитлер не приехал, операцию отменили.

Они были актерами

В начале весны 1944 года гестапо вышло на след группы, которая на тот момент успела организовать более 40 диверсий. Подпольщиков-артистов арестовали после одного из спектаклей.

А. Перегонец перенесла страшные пытки. Затем ей сожгли ноги, а за три дня до освобождения Симферополя расстреляли. При раскопке общей могилы близ деревни Дубок были найдены восемь изуродованных до неузнаваемости человеческих тел. В память о подпольщиках на здании академического театра в Симферополе установлена мемориальная доска.

В 1981 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Георгием Натансоном была снята художественная лента «Они были актерами», в которой рассказывается о подпольной группе «Сокол». И этот фильм не только о тех, кто боролся с врагом, но и о тех, кто пошел на службу к захватчикам и стал предателем. Кстати, нескольким предателям удавалось долгие годы скрываться от правосудия. Перед военным трибуналом они предстали только в 1980 году. Роль Александры Перегонец в этом фильме сыграла народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко.