У каждого родителя бывают минуты отчаяния, когда он не знает, как поступить в вопросах воспитания детей. И тогда каждый вспоминает любимого учителя, который уж наверняка дал бы верный совет. В этом случае я, корреспондент газеты Мария Ананьева, всегда звоню своему учителю Алле Кошель, педагогу с громадным стажем, первому директору СОШ № 19, которая на днях отметила свое восьмидесятилетие.

— Алла Карповна, какие три главные ошибки совершают современные родители в воспитании детей?

— Бьют своих детей, оскорбляют и унижают их словесно. Жаль, что это понимаешь только в старости. Я тоже наказывала своих дочерей, ставила их в угол. А потом, когда они подросли, я попросила у них прощения. И если бы сейчас заново проживала свою жизнь, не тронула бы их пальцем. 

— Что вам лично не нравилось в школе, когда вы там работали?

— Не нравилось вызывать родителей в школу. Потому что я знала, что после этого детей этих взрослых дома ждет ремень и порка. А еще не нравилась сменная обувь и запрет для учениц на ношение сережек.

— Раскройте секрет, кто вас научил владеть магией управления толпой? На уроке одних учителей был шум и гам, а когда в класс заходили вы, наступала гробовая тишина.

— Не знаю, как это объяснить. Может, меня просто боялись? А может, это врожденное? Я решил стать учителем, как только стала себя осознавать. С ясельного возраста я играла только в школу. Я из семьи военного, у нас в военном городке было шесть детей военных, и все они были под моей опекой. А когда мои родители решили отправить меня в мединститут, я тайно поехала и поступила в кубанский пединститут.

фото из соцсетей героини

— У вас было когда-нибудь такое чувство, что вы хотели убить ученика?

— Было! Иду я на работу в школу № 19 и вижу на улице пьяного старика. И вдруг мой десятиклассник разбегается, подпрыгивает и бьет двумя ногами в спину этого несчастного. Тот падает в пыль, не может ничего понять – кто его стукнул и за что. А зрители – дети — смеются. Вот тогда у меня было такое нехорошее чувство. Я не могла, конечно, убить этого негодяя, но эмоции меня переполняли очень сильные.

— Что происходило в кабинете директора, когда вы вызывали на ковер хулигана?

— Беседа на повышенных тонах. Орала я на них! А хулиганы стояли с опущенными головами. В какой-то момент у меня включалось: все, хватит орать. Я приглашала хулиганов присесть и угощала их конфетами. На столе всегда стояла ваза с «сосатками». Хулиганы брали скромно по конфетке и таким образом утешались. А один хулиган сказал: «А, Алла Карповна, теперь я понимаю ваш метод воспитания – кнутом и пряником», взял жменю конфет и вышел.

— Жалели хулиганов?

— Никогда не жалела и не покрывала, не лакировала статистику, как другие директора. Бывало, что самых отъявленных хулиганов отправляла в трудколонию. Один такой приехал из колонии, навестил меня. Сказал, что он не обижается. А один мой выпускник, отмотав в тюрьме срок, пришел на один из вечеров встречи выпускников и сказал, что на меня, наоборот, очень сильно обижается. Я поинтересовалась, за что?  «За то, что вы мне в морду не дали за хулиганство в школе. Глядишь, я одумался бы тогда и в тюрьму бы не попал», — сказал он. Вот так.

— Какую главную ошибку вы совершили?

— Однажды стала отчитывать хулигана на общей утренней линейке за то, что он на субботний вечер отдыха в школу пришел пьяный. И вдруг этот ученик пошел на меня. В какой-то момент я поняла, что если бы его не остановили, он просто мог бы меня ударить — за прилюдное унижение. С тех пор я не отчитывала хулиганов при всех.

— Любимчики у вас были? И кто такой любимчик в вашем понимании?

— Любимчики были. И с некоторыми мы до сих пор общаемся. Для меня любимчик  — добросовестный ученик, активный ребенок, способный услышать взрослого. А еще на любимчика смотришь — и успокаиваешься.

— А вы встречали «учителей от Бога»? И как это?

— Очень много. Учитель от Бога — это педагог, который в совершенстве знает свой предмет и сочувствует ученикам. Видит в ребенке в первую очередь человека. Был в 19-й школе учитель, который по своему предмету в первой четверти поставил 17 двоек. Я его уволила. Не понял учитель, что дети не могут с первой четверти усвоить предмет, который они никогда ранее не изучали.

фото из соцсетей героини

— Учителю нужно быть актером?

— Конечно. И не только актером.

— Меня всегда интересовало, что на самом деле учителя делают в учительской?

— Занимаются кто чем: кто тетрадки проверяет, кто журнал заполняет, кто неуспевающего ученика наставляет. А в мою бытность директором 19-й школы в учительской происходил обмен опытом педагогов со стажем с молодыми учителями. Я набрала совсем юных учителей, выпускников педучилища, им было от силы по 21-22 года. Фактически дети! И с помощью таких вот занятий мои опытные учителя вырастили потрясающих педагогов. Поэтому начальная школа в СОШ № 19 всегда считалась в городе одной самых сильных.

— Были моменты, когда вам хотелось бросить работу?

— Никогда! Я приходила с работы уставшей, муж, видя, что я без сил, уговаривал меня: ну бросай работу. А мне эти уговоры только придавали сил.

— Вы взятки брали?

— Взяток никогда не брала. А почему не брала? Не предлагали! Это шутка. В наше время никаких взяток и поборов не было. Мы жили и трудились в удивительное время. Мы – учителя и ученики — могли зарабатывать для школы деньги, подрабатывая в совхозах на прополке, сборе урожая. А сейчас школам приходится искать спонсоров.

— За последние годы школа сильно изменилась?

— Я 45 лет в педагогике — и никаких радикальных перемен не заметила. Каждый год мы выпускали в жизнь детей и набирали новых учеников. И все было как всегда, никаких сильных изменений.

— В учительских коллективах мужчины до сих пор редкость. Вы мужа где нашли?

— Жили с Анатолием на одной улице, дружили со школьной скамьи. Мама моя всегда восхищалась: какой хороший мальчик, вот, бы ей такого зятя! Ее мечты сбылись. Прожили мы с Толиком всю жизнь. Он же мне очень сильно помогал. Я же весь день в школе, а дети, обеды – все на нем.

— О чем сейчас жалеете?

— Что на близких не хватало времени. Прихожу с работы, а мамочка Екатерина Мироновна мне говорит: доченька, посиди со мной, поговори. А я ей, не могу, мама, в школе наговорилась. Когда мамочка умерла, сильно пожалела, что не могла себе позволить посидеть с ней лишнюю минуту, поговорить.

— А дома какой вы были?

— Разной, иногда психованной.

— Хотите раскрою вам один секрет, какой вопрос больше всего вам хотели задать ваши воспитанники? Как вы делаете свою знаменитую высокую прическу!

— О, я это знаю, и каждый год мне задавали этот вопрос особо смелые ученики. Я никогда секрета не делала, всегда рассказывала технологию. С 35 лет начала делать начес и складывать его в особую прическу, тогда это было модно. Делаю сама, без привлечения парикмахера, а вот спать, чтобы сохранить начес, приходится на специальном валике. Недавно меня нагнал мой выпускник и говорит мне: «Алла Карповна, вы совсем не изменились. Я узнал вас по прическе!».

— Что бы вы хотели сказать своим коллегам-учителям?

— Ведите себя так, чтобы ученикам всегда хотелось к вам подойти и сказать: «Здравствуйте».