За последнее время количество книг, посвященных нашему городу и написанных местными авторами, заметно прибавилось. Напомним о некоторых изданиях, с которыми многие наверняка уже встречались на презентациях или у полок с краеведческой литературой. В той или иной мере они рассказывают о военном прошлом нашей страны.
Александр Хрюков «Возвращение»
«На пятый день войны Михаил, скупо простившись с женой, как будто уходил в обычный рейс, прошел в колонне таких же сосредоточенных мужчин от военкомата до вокзала. Мобилизованным не выдали ни оружия, ни армейского обмундирования, и шли они кто в чем: в старых гимнастерках и пиджаках, несколько мужчин, в том числе Михаил, были в темно-синей морской форме. За спиной у каждого был вещмешок или самодельный рюкзак. Колонной по четыре человека в ряд по залитым ярким солнцем улицам города шли разные люди, и шли они по-разному. Отцы и мужья, те, кто 22 июня на митингах заявили: «Если понадобится, мы возьмем в руки винтовки, с автокаров и подъемных кранов пересядем на танки и ринемся в бой», — шли поглощенные своими думами о семьях, оставляемых, как всем тогда казалось, в глубоком, недоступном противнику тылу, об оставленной работе, надвигающемся тревожном будущем. Молодые парни, вчерашние школьники, на лицах которых светилась еще неуверенная радость от сознания того, что сбылось их стремление стать защитниками Родины. На тротуарах толпились жители города, и на лицах многих из них читалась тревога за судьбы этих, еще не вооруженных людей».
Виктор Пахомов «Поединки субмарин»
«В годы Великой Отечественной войны на Черном море действовали советские, румынские, немецкие и даже итальянские подводные лодки, превратившие его в арену жестоких драм и беспощадных трагедий. Самым жутким несчастьем стала точная торпедная атака М-118, уничтожившая немецкий транспорт «Зальцбург», вместе с которым утонули 2100 советских военнопленных! И если в период Перовой мировой войны на Черном море погибло всего 6 подлодок, то следующий глобальный катаклизм буквально усеял его дно останками мертвых субмарин. К сожалению, почти все они несли советский военно-морской флаг. Наш Черноморский флот потерял 27 лодок, еще две затонули во время испытаний и буксировки. Число погибших подводников составило без малого 1000 человек!».
Виктор Буравкин «Защитники Генуэзской башни»
«Господа! – произнес командир 73-й пехотной дивизии вермахта генерал-лейтенант фон Бюнау. – Мы меняем свою дислокацию в соответствии с приказом по армейской группе РОУФФ. Направление главного удара переместилось на Новороссийск. Фюрер придает особое значение взятию этой крупной военно-морской базы. Этот город – ключ к Черноморью. С падением Новороссийска открывалась дорога вдоль узкой проходимой полосы Черноморского побережья до самой турецкой границы и возможное вступление в войну нашего союзника. Взяв Новороссийск, мы блокируем Черноморский флот. У него остается один выход: идти через Босфор в воды турецких союзников. Там он будет уничтожен нашими подводными лодками. Новороссийску мы дадим новое название, славящее германское оружие, арийскую нацию и ее вождя. Отныне он будет носить имя нашего фюрера – Адольфштадт! Клянусь, господа, нашим богом и вот этим золотым крестом, который вручил мне лично фюрер, — город будет взят 25 августа!».
Галина Кольцевая «Новороссийск. История без пафоса»
«Недалеко от цементного завода «Октябрь» можно выйти к братской могиле, где в свое время был упокоен 881 боец. Сейчас здесь погребено намного больше, так как сюда подзахоранивали найденные в разное время останки погибших. 23 апреля 1957 года здесь установлена скульптурная композиция, изображающая двух воинов, преклонивших колени перед подвигом бойцов.
В десяти метрах от этого памятника установлен обелиск с красной звездочкой. На нем написано «Неизвестному защитнику Родины».
А тропа ведет дальше: вверху видны заросшие травой воронки, остатки блиндажей и разрушенного укрепления. Здесь тоже установлен памятник – белая с ярко-красной звездой вертикальная плита размером два на два метра. Это место подвига. Здесь умирали, не пропустив врага. На памятнике надпись: «В районе цементных заводов был создан огненный рубеж, который остановил продвижение фашистов. Л. И. Брежнев».
С этих рубежей восточная группа войск 18-й армии и Черноморского флота и партизаны 10 сентября 1943 года начали штурм города.
«Красноармейцы и краснофлотцы. Командиры и политработники. Станьте скалой на пути врага». Это надпись на мемориальном ансамбле «Линия обороны», который был открыт 15 сентября 1978 года.