Владимир Ульянич известен в городе как талантливый автор-исполнитель, отмеченный рядом престижных премий фестивалей бардовской песни. К творчеству он обратился еще во время службы на флоте, где дослужился до капитана 1 ранга.

С бардом встретился корреспондент «Новороссийского рабочего».

— Владимир Алексеевич, как-то прочел, что песни бардов всегда личностные, рассказывают о чем-то очень близком и знакомом автору, даже если речь идет о том, что происходит на другом конце страны. У вас есть такое ощущение?

— Я с этим абсолютно согласен. У бардов есть даже такое движение, созданное известным исполнителем Владимиром Ланцбергом, – «личностная песня». Изюминка здесь в том, что даже те события, которые произошли не с тобой, преподносятся через личные ощущения.

— Последняя ваша награда завоевана на фестивале «Бардландия». За что вы были отмечены жюри?

— По условиям конкурса, на онлайн-фестиваль авторской песни «Бардландия на Демерджи» необходимо было представить свою творческую визитку и спеть песню. Моя визитка была в виде стихотворного путешествия по Маркотхскому хребту. А в песне под названием «Рецепт», которую я представил, есть такая строчка: «Три капли счастья на ложку боли». Она тоже вызвала интерес и была удостоена приза «За любовь к фестивалю».

— А творчество в Интернете – это нормально?

— Я человек из той эпохи, где важным было именно общение с человеком, который находится рядом с тобой. Для меня Интернет – это, в общем-то, полезная штука, только в нем нет души.  Вспоминаю, что тот же Ланцберг устраивал мероприятия под названием «Костры», на которые собирались люди со всей страны ради всего двух ночей общения. И это действительно объединяло, делало нашу жизнь ярче и богаче.

— А как в человеке поселяется творчество, ведь надо чувствовать, как где-то внутри тебя звучит и поэзия, и музыка?

— Да, для меня творчество сродни таинству. Когда слышу, что авторская песня не популяризируется, что молодежи это неинтересно, то не очень верю этому. Просто в каждом человеке формируется своя оценка ценностей. А зависеть она может совсем от простых вещей, даже от тембра голоса. Мне всегда были интересны не профессиональные барды, а самые простые авторы-исполнители, про которых любопытно было узнать, кто они в обычной жизни, чем дышат? Почему не смогли удержать в себе творческий порыв? В этом плане очень важен фестиваль, где можно проявить себя и услышать других авторов.

— Какое-то произведение вас подтолкнуло к творчеству?

— Это было в самом начале 1960-х годов, после того как я услышал песню «Глобус». Она отличалась от всего, что можно было услышать в то время. Потом появилась знаменитая «Гренада» Виктора Берковского.

В прошлом году в Новороссийске побывал Максим Попов. Он окончил музыкальное училище, затем консерваторию, аспирантуру, руководит тремя хорами. При этом стал лауреатом Грушинского фестиваля. Понятно, что времени свободного у него совершенно нет. Но вот откуда у него такая непреодолимая страсть?! Это просто удивительно.

— В прошлом году во Дворце творчества детей и молодежи прошел концерт под названием «Песни, проверенные временем». А у вас есть такая проверенная временем песня?

— Да, это «Письмо командиру». Когда я служил на флоте, удалось написать несколько песен, которые нужны были моим боевым друзьям. Я тогда пел о том, на что откликались души сослуживцев. На своем корабле я был в то время популярней Киркорова и Пугачевой. А в «Письме командиру» были такие слова: «Если море осталось, то будет и флот». Спустя 28 лет эти слова сохранили свою актуальность. В той  песне была еще и такая строчка: «Севастополь – уже заграница». Мне советовали изменить ее, но я не стал ничего такого делать. Не исправляют же строчки песни «Три танкиста» из фильма «Трактористы».

— Какой фестиваль, что проводят сегодня в России, вам наиболее интересен?

— Одно время под Серпуховым проходил фестиваль «Второй канал авторской песни». Я приезжал туда четыре или пять раз, очень жаль, что он закрылся. Фестиваль был сродни уютному дому для наших бардов. Нельзя не упомянуть и Грушинский фестиваль, то место, куда душа постоянно стремится. Оба этих фестиваля отвечали близкой для меня формуле «Тишина-гитара-голос», когда выходит один человек и заставляет замолчать весь зал и слушать его.

— Какой из завоеванных призов вам больше всего запомнился?

— У меня, наверное, не совсем обычная творческая судьба. Так случилось, что я впервые участвовал в фестивале, когда мне уже было 65 лет. В некотором роде начинать в таком возрасте, наверное, глупо. Но я не собирался ни с кем соревноваться, просто хотел получить, несмотря ни на что, те эмоции, которых был лишен на службе. Так или иначе, но на фестивале в станице Романовской на Дону, где были представители 45 субъектов РФ, мне вручили Гран-при. Хотя сам при этом чувствовал, что мог бы спеть и лучше. Но после этого явственно ощутил, как за спиной расправились крылья, а создавать песни стало еще интереснее. В первую очередь, я был рад, что меня услышали. Позже, уже в 67 лет, я получил одну из наград Грушинского фестиваля за песню «Посвящение Юрию Визбору».

— Помню, как год назад вы говорили об одной своей новинке – бард-туризме. Стать туристом с гитарой получилось?

— Конечно, я ведь побывал на фестивалях от Владивостока до Калининграда. Но мне больше всего нравится ходить пешком и по Кавказу, и по Крыму. Например, если я отправляюсь в Крым, то стараюсь попасть сразу на три фестиваля авторской песни. И что удивительно, каждый раз оказываюсь совершенно в разных природных уголках, совсем непохожих друг на друга.

— В Новороссийск часто с гастролями приезжают эстрадные звезды. А бардам наш город интересен?

— Здесь довольно много трудностей, в том числе и финансовых. Но я горжусь тем, что за последние два года мне удалось организовать выступления в нашем городе Григория Данского, Александра Макаренкова, Константина Вихляева, Максима Попова, Дмитрия Григорьева. И зрители спокойно воспринимают трехчасовые концерты.

— Новороссийск связан с именем погибшего здесь Павла Когана, чью «Бригантину» многие считают первой авторской песней в нашей стране. В городе проводятся творческие встречи, посвященные Когану?

— С именем Павла Когана, действительно, многое связано. Песня «Бригантина» — это целая история, через которую прошло не одно поколение «Шхуны ровесников». Барды регулярно поднимаются к могиле поэта на Маркотхе, поют песню на его стихи.

— Многие знают вас как флотского офицера, капитана 1 ранга, написавшего «Братство морское», «Письмо командиру», «О морской авиации», «Монолог штурмана» и др. Эти все сюжеты из вашей службы?

— За этими песнями стоят конкретные люди и конкретные факты. Но при этом любой случай на флоте обрастает какими-то дополнительными рассказами, даже фантазиями. Среди моих хороших товарищей был Герой Советского Союза, два Героя России, много штурманов, некоторые становились первыми слушателями моих песен. И главное, как мне кажется, что в моем творчестве присутствует морская душа.

— А есть ли песня с выдуманным сюжетом?

— Как-то я написал песню под названием «Марина». Вдохновила на ее создание одна из композиций Михаила Танича. Так меня потом долго выспрашивали, мол, расскажи, что за Марина такая, что там у вас с нею было? А ведь я полностью ее придумал.