Категория: Общество

Как почерк раскрывает тайны

Не секрет, что почерк очень индивидуален. Даже в детективах часто раскрывают преступления с помощью почерковедческой экспертизы. Почему бывает плохой почерк и что может рассказать простая закорючка?

Заблуждение № 1. Это не научно.

А вот и нет, на страницах свободной энциклопедии «Википедия» читаем, что изучение почерка породило даже не одну, а сразу две науки. Это известное по детективам криминалистическое почерковедение и психогностическая система – графология. Последняя зародилась еще в XIX столетии во Франции. Первым до этого додумался аббат Мишон, а разработал эту систему Крепье-Жамен. Современная графология утверждает, что существует устойчивая связь между индивидуальными особенностями личности и почерком.

Однако научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение, больши́м числом авторов графология признается псевдонаукой. Графологию сравнивают даже с астрологией, как имеющую нулевую достоверность.

Заблуждение № 2. Веяние времени.

Нет, конечно. Если верить www.grafolog.boom.ru,  вопрос о связи почерка с личностью писавшего интересует людей с давних пор. Проявления этого интереса можно найти в сочинениях Аристотеля, Дионисия Галикарнасского, Светония и других древних авторов. Однако до начала XVII в. не было самостоятельных сочинений, посвященных этому вопросу. Лишь в 1622 году итальянец Камилло Бальдо написал трактат, называвшийся «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму». Автор трактата, подчеркивая новизну его содержания, писал: «Кто услышит, что можно узнать образ жизни и характер писавшего по почерку его, засмеется или удивится в высшей степени». Прошли столетия, но замечание Бальдо сохранило свою силу. Если речь заходит о графологии, можно и в наши дни встретить обе эти реакции.

Заблуждение № 3. Не имеет практического значения.

Несмотря на скепсис, в настоящее время в странах Европы предпринимаются попытки использовать графологию в качестве психодиагностического инструмента, использующегося государственными, военными и негосударственными организациями в криминалистических, психологических и медицинских целях, для психодиагностики, профориентации, оценки персонала, проверки документов, благонадежности, психоэмоционального состояния, интеллекта. Графология при этом считается научным направлением, дающим подтвержденные результаты. Ее даже преподают в ряде вузов как отдельную дисциплину, а некоторыми учебными заведениями осуществляется подготовка специалистов-графологов.

Заблуждение № 4. Для анализа любой сгодится.

И это не так. По крайней мере, один из основоположников графологии Крепье-Жамен считал, что все учителя имеют одинаковый почерк. Он писал: «Не следует смешивать то, что мы называем почерком, являющееся выражением мысли, с каллиграфией, представляющей из себя тщательный рисунок. Такие почерки учителей и канцелярских писарей можно назвать официальными, и они негодны для определения портретов».

Зато почерк Емельяна Пугачева может, по мнению графологов, очень много рассказать не только о его личности, но и о том, как он может выглядеть. Вот заключение И.Ф. Моргенштерна: «Буквы грубые… невежественные, с грубыми и дерзкими штрихами. Дерзкий, грубый, жестокий человек… Среднего роста, плечистый, коренастый, грубое, простое лицо, перпендикулярность и сильное развитие лба, впалые глаза, злодейски хитрый взгляд».

Однако историки утверждают, что Пугачева отличали природный ум, смелость, большая энергия, выдающиеся способности организатора. Эти черты сочетались с огромным жизненным опытом, знанием народной психологии и военного искусства.

Заблуждение № 5. Почерк не может быть искусством.

И это не так. Каллигра́фия, или красивый почерк с греческого, — это  видизобразительного искусства и учебная дисциплина. До изобретения книгопечатания она была основным способом графического оформления и организации знаков текста. Писали тогда на бумаге, пергаменте, папирусе, шелке, а инструментами были тростниковое, птичье и металлическое перо или кисть.

Интересно, но каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. А в Китае и других дальневосточных странах это умение ценилось особенно высоко. Считается, что искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение может передать как сущность слова, так и мысль и чувство каллиграфа.

Заблуждение № 6. С годами не меняется.

Почерк может меняться в течение жизни, как меняется и сам человек. Юношеский наклон влево — стремление к самостоятельности и желание заявить о себе — переходит в стандартный правый наклон с окончанием подросткового кризиса. Аккуратный почерк выпускника вуза, символизирующий стремление быть понятым, через несколько лет работы в солидной фирме приобретает вид клинописи народа майя: ему уже плевать, что о нем подумают люди.

Осторожный человек крайне редко пользуется переносом слов, предпочитая оставлять свободное место в конце строк. Осмелев, он отважно залезает за поля и переносит слова, не придерживаясь правил. У пожилых людей нажим постепенно слабеет, линии становятся более тонкими и волнистыми, что отражает нарастающую физическую слабость и постепенный уход в свой внутренний мир. Возраст, судьба и профессия накладывают отпечаток на стиль письма, но основные его черты, как и особенности личности, одинаковы всю жизнь.

Заблуждение № 7. Неряшливый – от распущенности.

Бич для учителей и горе для родителей — дети с безобразным от рождения почерком. Но это вовсе не от неаккуратности. Причина плохого почерка в том, что во время тяжелых родов или маминого токсикоза во время беременности подкорковые центры, которые отвечают за координацию и автоматизм движений, у ребенка пострадали из-за недостатка кислорода. Он не в состоянии ровно и красиво писать, но при этом сохраняет все интеллектуальные и прочие способности. Похожие изменения почерка могут появиться после черепно-мозговой травмы или клещевого энцефалита.

Заблуждение № 8.  Профессия не портит.

Оказывается, на манеру письма неизгладимый отпечаток накладывает именно профессия. О неразборчивом почерке врачей сложены анекдоты. Аптекарь показывает ученику гигантскую бутыль с жидкостью: «А отсюда мы наливаем покупателю лекарство, когда никто не может прочитать надпись на рецепте».

Специалисты уверены, что врачебный почерк отражает постоянную нехватку времени — слова заканчиваются волнистой линией, а все буквы похожи одна на другую, как близнецы.

Кроме того, как утверждается на www.liant.ru, почерк человека может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других факторов. Например, когда человек испытывает сильные эмоции, он пишет с большим нажимом, чем обычно. Если человек каждый раз пишет разным почерком, то это говорит о его чувствительности и творческих способностях.

Заблуждение № 9. Обычному человеку не понять.

Вовсе не обязательно быть графологом, чтобы понять, что размер почерка говорит об общительности человека. Так, обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей. Мелкий же почерк указывает на замкнутость и скрытность. Угловатые буквы характерны для эгоистичных людей, а закругленные – для людей добрых и отзывчивых. Сильный нажим – признак силы воли и усидчивости. Бледные буквы свойственны слабовольному человеку.

Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с веселым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также о нервозности. Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.

Поля, оставляемые слева при письме, указывают на отношение человека к материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчеркивает расточительность. А сужающийся левый край выдает человека скупого и жадного.

У оптимиста строки поднимаются от начала к концу, а у пессимиста – опускаются. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, реалистично оценивающих свои возможности. Неровные, волнообразные строки – признак хитрости и, возможно, отсутствия совести.

Татьяна Василенко

Недавние материалы

Ушел из жизни Владимир Ильич Сердюк, легендарный директор «художки» Новороссийска

Ушел из жизни Владимир Ильич Сердюк. Педагог художественной школы им. С. Эрьзя, который несколько лет…

35 минут назад

В Новороссийске главный краевой сосудистый хирург на показательной операции удалил опухоль сонной артерии

Главный внештатный сосудистый хирург Краснодарского края, доктор медицинских наук Роман Виноградов приехал в горбольницу №1…

2 часа назад

Определились финалисты фестиваля творчества участников СВО «ПереПрава»

В годы ВОВ написано множество легендарных песен и пронзительных стихов, которые мы повторяем уже наизусть…

2 часа назад

Инвалид-колясочник из Новороссийска остался без тепла, воды и мобильного и просит о помощи

В плачевном состоянии оказался одинокий 60-летний инвалид-колясочник Валерий Титов из Цемдолины

3 часа назад

Новороссийцы молятся за Катюшу, которая возвращалась домой от бабушки и попала в страшное ДТП

Страшная авария случилась 23 ноября на улице Мурата Ахеджака. ДТП произошло в 14 часов 10…

4 часа назад

Опыт работы новороссийского предприятия  с детьми возьмут на вооружение в странах БРИКС

На международном конкурсе BRICS Solution Awards совместная работа ООО "Русспласт" с детским технопарком «Кванториум» вошла…

5 часов назад