Не секрет, что почерк очень индивидуален. Даже в детективах часто раскрывают преступления с помощью почерковедческой экспертизы. Почему бывает плохой почерк и что может рассказать простая закорючка?

Заблуждение № 1. Это не научно.

А вот и нет, на страницах свободной энциклопедии «Википедия» читаем, что изучение почерка породило даже не одну, а сразу две науки. Это известное по детективам криминалистическое почерковедение и психогностическая система – графология. Последняя зародилась еще в XIX столетии во Франции. Первым до этого додумался аббат Мишон, а разработал эту систему Крепье-Жамен. Современная графология утверждает, что существует устойчивая связь между индивидуальными особенностями личности и почерком.

Однако научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение, больши́м числом авторов графология признается псевдонаукой. Графологию сравнивают даже с астрологией, как имеющую нулевую достоверность.

Заблуждение № 2. Веяние времени.

Нет, конечно. Если верить www.grafolog.boom.ru,  вопрос о связи почерка с личностью писавшего интересует людей с давних пор. Проявления этого интереса можно найти в сочинениях Аристотеля, Дионисия Галикарнасского, Светония и других древних авторов. Однако до начала XVII в. не было самостоятельных сочинений, посвященных этому вопросу. Лишь в 1622 году итальянец Камилло Бальдо написал трактат, называвшийся «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму». Автор трактата, подчеркивая новизну его содержания, писал: «Кто услышит, что можно узнать образ жизни и характер писавшего по почерку его, засмеется или удивится в высшей степени». Прошли столетия, но замечание Бальдо сохранило свою силу. Если речь заходит о графологии, можно и в наши дни встретить обе эти реакции.

Заблуждение № 3. Не имеет практического значения.

Несмотря на скепсис, в настоящее время в странах Европы предпринимаются попытки использовать графологию в качестве психодиагностического инструмента, использующегося государственными, военными и негосударственными организациями в криминалистических, психологических и медицинских целях, для психодиагностики, профориентации, оценки персонала, проверки документов, благонадежности, психоэмоционального состояния, интеллекта. Графология при этом считается научным направлением, дающим подтвержденные результаты. Ее даже преподают в ряде вузов как отдельную дисциплину, а некоторыми учебными заведениями осуществляется подготовка специалистов-графологов.

Заблуждение № 4. Для анализа любой сгодится.

И это не так. По крайней мере, один из основоположников графологии Крепье-Жамен считал, что все учителя имеют одинаковый почерк. Он писал: «Не следует смешивать то, что мы называем почерком, являющееся выражением мысли, с каллиграфией, представляющей из себя тщательный рисунок. Такие почерки учителей и канцелярских писарей можно назвать официальными, и они негодны для определения портретов».

Зато почерк Емельяна Пугачева может, по мнению графологов, очень много рассказать не только о его личности, но и о том, как он может выглядеть. Вот заключение И.Ф. Моргенштерна: «Буквы грубые… невежественные, с грубыми и дерзкими штрихами. Дерзкий, грубый, жестокий человек… Среднего роста, плечистый, коренастый, грубое, простое лицо, перпендикулярность и сильное развитие лба, впалые глаза, злодейски хитрый взгляд».

Однако историки утверждают, что Пугачева отличали природный ум, смелость, большая энергия, выдающиеся способности организатора. Эти черты сочетались с огромным жизненным опытом, знанием народной психологии и военного искусства.

Заблуждение № 5. Почерк не может быть искусством.

И это не так. Каллигра́фия, или красивый почерк с греческого, — это  видизобразительного искусства и учебная дисциплина. До изобретения книгопечатания она была основным способом графического оформления и организации знаков текста. Писали тогда на бумаге, пергаменте, папирусе, шелке, а инструментами были тростниковое, птичье и металлическое перо или кисть.

Интересно, но каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. А в Китае и других дальневосточных странах это умение ценилось особенно высоко. Считается, что искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение может передать как сущность слова, так и мысль и чувство каллиграфа.

Заблуждение № 6. С годами не меняется.

Почерк может меняться в течение жизни, как меняется и сам человек. Юношеский наклон влево — стремление к самостоятельности и желание заявить о себе — переходит в стандартный правый наклон с окончанием подросткового кризиса. Аккуратный почерк выпускника вуза, символизирующий стремление быть понятым, через несколько лет работы в солидной фирме приобретает вид клинописи народа майя: ему уже плевать, что о нем подумают люди.

Осторожный человек крайне редко пользуется переносом слов, предпочитая оставлять свободное место в конце строк. Осмелев, он отважно залезает за поля и переносит слова, не придерживаясь правил. У пожилых людей нажим постепенно слабеет, линии становятся более тонкими и волнистыми, что отражает нарастающую физическую слабость и постепенный уход в свой внутренний мир. Возраст, судьба и профессия накладывают отпечаток на стиль письма, но основные его черты, как и особенности личности, одинаковы всю жизнь.

Заблуждение № 7. Неряшливый – от распущенности.

Бич для учителей и горе для родителей — дети с безобразным от рождения почерком. Но это вовсе не от неаккуратности. Причина плохого почерка в том, что во время тяжелых родов или маминого токсикоза во время беременности подкорковые центры, которые отвечают за координацию и автоматизм движений, у ребенка пострадали из-за недостатка кислорода. Он не в состоянии ровно и красиво писать, но при этом сохраняет все интеллектуальные и прочие способности. Похожие изменения почерка могут появиться после черепно-мозговой травмы или клещевого энцефалита.

Заблуждение № 8.  Профессия не портит.

Оказывается, на манеру письма неизгладимый отпечаток накладывает именно профессия. О неразборчивом почерке врачей сложены анекдоты. Аптекарь показывает ученику гигантскую бутыль с жидкостью: «А отсюда мы наливаем покупателю лекарство, когда никто не может прочитать надпись на рецепте».

Специалисты уверены, что врачебный почерк отражает постоянную нехватку времени — слова заканчиваются волнистой линией, а все буквы похожи одна на другую, как близнецы.

Кроме того, как утверждается на www.liant.ru, почерк человека может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других факторов. Например, когда человек испытывает сильные эмоции, он пишет с большим нажимом, чем обычно. Если человек каждый раз пишет разным почерком, то это говорит о его чувствительности и творческих способностях.

Заблуждение № 9. Обычному человеку не понять.

Вовсе не обязательно быть графологом, чтобы понять, что размер почерка говорит об общительности человека. Так, обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей. Мелкий же почерк указывает на замкнутость и скрытность. Угловатые буквы характерны для эгоистичных людей, а закругленные – для людей добрых и отзывчивых. Сильный нажим – признак силы воли и усидчивости. Бледные буквы свойственны слабовольному человеку.

Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с веселым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также о нервозности. Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.

Поля, оставляемые слева при письме, указывают на отношение человека к материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчеркивает расточительность. А сужающийся левый край выдает человека скупого и жадного.

У оптимиста строки поднимаются от начала к концу, а у пессимиста – опускаются. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, реалистично оценивающих свои возможности. Неровные, волнообразные строки – признак хитрости и, возможно, отсутствия совести.