Дожди не спасают Неберджаевское водохранилище?
«НР» вместе со специалистами Водоканала съездил на водохранилище, чтобы увидеть, насколько обмелел источник, питающий водой треть города.
Есть в этом обмелении какая-то тоска, от которой становится тяжело на сердце. Там, где раньше плескались волны, сегодня сухая земля: водная чаша уменьшилась до минимальных размеров.
Инженер-гидролог Алла Грязнова приезжает на Неберджай каждую неделю, чтобы в очередной раз провести мониторинг гидротехнических сооружений. Она сродни медику, слушающему сердцебиение пациента, проводит мониторинг наполняемости водохранилища, а по факту – обмеления: пополняться водоему нечем.
Именно поэтому в городе введен регламент подачи воды. Именно поэтому на «буграх» и горе Великой пустеют скважины, и жителям этих улиц приходится покупать воду у Водоканала. Именно поэтому в некоторые дома вода доходит не всегда – давление в многоэтажках падает, для подачи воды следует устанавливать повысительное оборудование и накопители. Все это вкупе вызывает всеобщее раздражение у новороссийцев. Люди хотят получать качественную услугу, а не выстраивать свою жизнь согласно регламенту подачи воды. Но пополнить водохранилище человеку не под силу.
— На сегодня объем Неберджаевского водохранилища меньше миллиона кубов, — рассказывает специалист. — Из них в водоеме должен оставаться нетронутым «мертвый» объем, который мы сохраняем для накопления осадков и для комфортного существования биологических ресурсов. Ну и, конечно, должен оставаться неприкосновенный пожарный запас. Этот резерв мы имеем право использовать только в случае возникновения пожаров. С учетом вычета этих объемов в водохранилище остается порядка 400 тысяч кубов для жителей Новороссийска. Хотя полным водохранилище считается при объеме 6 миллионов 358 тысяч кубов воды. То есть для стабильного водоснабжения при водоотборе 24 тысячи кубов в сутки необходимо пополнение водохранилища в 4 миллиона кубов.
— А что же недавний залповый ливень? В городе потоки воды были внушительные, на набережной даже машины глохли.
— На Неберджае только пыль прибило, осадки здесь были незначительные. Но если бы и дошел ливень до Неберджая, то ситуацию не исправил бы. Ведь сначала водой должна пропитаться земля, только потом начинается отдача и идет накопление воды в водохранилище.
— Как часто случаются подобные засухи?
— Маловодные годы повторяются регулярно — с интервалом в 5-7 лет. Последняя засуха была в 2014 году. Более того, в начале того засушливого летнего периода была остановлена работа насосной станции. Практически все лето водные ресурсы из водохранилища не использовались. В этом году мы пока еще по чуть-чуть, но берем воду. Сейчас работает малый насос, который качает в среднем 9,5 тысячи кубов воды в сутки.
— Именно из-за уменьшения объема поступающей воды из Неберджая и Пенайских водоисточников мы вынуждены перераспределять воду с Троицкого группового водопровода на весь город, — поясняет пресс-секретарь МУП «Водоканал» Михаил Рочев. — Пенайские водоисточники тоже сейчас находятся не в лучшем состоянии. В полноводные годы мы берем оттуда порядка 6-8 тысяч кубов в сутки, а сейчас всего 2 куба.
— Месяц назад мы обходили родники. Они еще давали немного воды для водохранилища, а две недели назад – уже пересохли, — дополняет Алла Грязнова.
— Алла, сколько должен идти дождь, чтобы наполнить водохранилище?
— Если за основу взять тот ливень, который прошел на территории города 13 августа, то для наполнения водохранилища понадобится не один месяц. Ну, а если дождь будет идти непрерывно в течение суток, то может хватить и двух-трех суток.
Сколько ни дай – все мало: почему Новороссийску не хватает воды?
«НР» поговори о том, сколько воды уходит мимо кранов и каков истинный процент утечек на сетях.
— Можно часто услышать, что потери воды на сетях достигают 60%. Из чего складывается эта цифра и можно ли ее сократить, – задала я вопрос пресс-секретарю МУП «Водоканал» Михаилу Рочеву.
— Рассматривая вопросы потерь воды в городской системе водоснабжения, необходимо понимать, из каких показателей они складываются. Существует несколько видов потерь воды. Рассмотрим их.
Потери технологические — это те потери, которые технологически необходимы для приготовления качественной питьевой воды. От них полностью избавиться невозможно.
Потери при транспортировке воды. Процент этих потерь зависит от технического состояния сетей. Чем выше износ, а в МУП «Водоканал» он составляет более 70% от общей протяженности, тем выше будет процент потерь воды.
Коммерческие потери — они в свою очередь подразделяются на потери, при которых абонент получил воду, но не оплатил или только частично это сделал. А также потери от хищения абонентами воды, потери от установленных, но выведенных из строя абонентами общедомовых приборов учета холодной воды, потери воды от самовольных присоединений абонентов к городскому водопроводу, потери от погрешности работы механических приборов учета.
Все вышеперечисленное и составляет общий процент потерь воды в городской системе водоснабжения. Вот из всех этих факторов и складывается процент потерь воды в самих водопроводных сетях. Поэтому обращаю внимание читателей, что из 60% потерь, о которых говорит весь город, не вся вода теряется во время порывов и утечек.
Обращу внимание читателей и на то, что для уменьшения потерь воды на сетях МУП «Водоканал» меняет самые аварийные участки водопровода. Сейчас принято решение проводить замену водопроводных сетей последовательно по районам. Начинаем с Южного. Такой подход позволит отследить, насколько сокращаются потери воды в каждом из районов города.
В ближайшее время будут проводиться аукционные процедуры, а к лету следующего года работы по замене ветхих сетей в Южном районе будут завершены. После этого приступим к ремонту сетей Центрального района. Аукционные процедуры и начало работ по нему пройдут в 2021 году.
Кроме того, в этом году на улицах, которые ремонтировались в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», тоже происходила замена водопровода. Это делалось для того, чтобы впоследствии не снимать свежее асфальтовое покрытие в случаях порывов сетей на этих участках.
— Как руководство Водоканала восприняло инициативу губернатора о введении моратория на выдачу разрешений на строительство в районах, которые испытывают дефицит воды?
— Это палка о двух концах. Ведь если в городе прекратится строительство, то и развитие Новороссийска перейдет в застойную фазу. Инвесторы не будут вкладывать деньги, а, значит, и поступления в бюджет города будут значительно меньше. Поэтому строительство можно, конечно, притормозить, но не остановить полностью. Эту проблему нужно решать все-таки комплексно. В первую очередь вложением средств в коммунальную инфраструктуру.
Решат ли проблему водоснабжения Новороссийска опреснители?
Сейчас мысль об установке в Новороссийске опреснителей стала невероятно популярной. В соцсетях муссируется этот вопрос, горожане приводят в пример другие страны, где проблему дефицита воды решили именно таким способом.
Начальник РЭУ ТГВ Владимир Поливара на этот счет пояснил корреспонденту «НР», что такой вариант учеными просчитывался. Это было сделано в 80-е годы на стадии проектирования второй очереди ТГВ.
— Тогда было проведено технико-экономическое обоснование установки опреснителей морской воды, которое показало, что ставить их в Новороссийске невыгодно, — пояснил руководитель. – Такой способ в разы дороже существующего варианта доставки воды в город. Вывод был сделан однозначный: на данном этапе развития технологий воду в город выгоднее и надежнее доставлять по трубопроводу.
При этом Владимир Поливара отметил, что вода из опреснителей по вкусовым качествам значительно проигрывает воде, которая идет от ТГВ. Ведь подземная вода «живая», ее можно сразу пить, она чистая и вкусная. А морская, прошедшая серьезную технологическую обработку, этими характеристиками не обладает.
Задала я вопрос по опреснителям и кандидату технических наук, недавно представлявшему в Новороссийске проект очистных сооружений в Алексино, Виктору Костюкову.
— В процессе опреснения получается два продукта. 80% пермеата – это вода, которая употребляется потом человеком. И 20% концентрата, который является по сути отходом в этой технологической цепочке. И вот вопрос, куда девать концентрат и как его обрабатывать, не решен до сих пор. Сбрасывать концентрированную соленую воду в море нельзя. А куда же ее девать? Поэтому вопрос с опреснителями пока открыт.
Чего ждать?
Даже если многие читатели и сочтут эти выводы фантазией журналиста, но сейчас надежда на то, что в городе когда-то будет круглосуточная вода, появилась.
Во-первых, об этом говорит серьезное финансовое вливание в замену аварийных сетей ТГВ. Краевой бюджет выделил на эти цели 4 миллиарда рублей. Первые километры особо ржавых участков трубопровода уже заменены. Впереди еще 3 года такой работы.
Ну и то, что недавно губернатор Краснодарского края попросил министра строительства и ЖКХ РФ Владимира Якушева посодействовать в вопросе строительства третьей ветки ТГВ, говорит о том, что на краевом уровне всерьез озаботились вопросом водоснабжения Новороссийска и Геленджика.
Надеемся, что федеральные власти нас услышат и найдут возможность изыскать средства на строительство жизненно важной трубы.