Есть в этом обмелении какая-то тоска, от которой становится тяжело на сердце. Там, где раньше плескались волны, сегодня сухая земля: водная чаша уменьшилась до минимальных размеров.     

Инженер-гидролог Алла Грязнова приезжает на Неберджай каждую неделю, чтобы в очередной раз провести мониторинг гидротехнических сооружений. Она сродни медику, слушающему сердцебиение пациента, проверяет наполняемость водохранилища, а по факту – обмеление.   

Именно поэтому в городе введен регламент подачи воды. Именно поэтому на «буграх» и горе Великой пустеют скважины, и жителям этих улиц приходится покупать воду у Водоканала. Именно поэтому в некоторые дома вода доходит не всегда – давление в многоэтажках падает, для подачи воды следует устанавливать повысительное оборудование и накопители. Все это вкупе вызывает всеобщее раздражение у новороссийцев. Люди хотят получать качественную услугу, а не выстраивать свою жизнь согласно регламенту подачи воды. Но пополнить водохранилище человеку не под силу.  

— На сегодня объем Неберджаевского водохранилища меньше миллиона кубов, — рассказывает специалист. — Из них в водоеме должен оставаться нетронутым «мертвый» объем, который мы сохраняем для накопления осадков и для комфортного существования биологических ресурсов. Ну и, конечно, должен оставаться неприкосновенный пожарный запас. Этот резерв мы имеем право использовать только в случае возникновения пожаров. С учетом вычета этих объемов в водохранилище остается порядка 400 тысяч кубов для жителей Новороссийска. Хотя полным водохранилище считается при объеме 6 миллионов 358 тысяч  кубов воды. То есть для стабильного водоснабжения при водоотборе 24 тысячи кубов в сутки необходимо пополнение водохранилища в 4 миллиона кубов.

— А что же недавний залповый ливень? В городе потоки воды были внушительные, на набережной даже машины глохли.

— На Неберджае только пыль прибило, осадки здесь были незначительные. Но если бы и дошел ливень до Неберджая, то ситуацию не исправил бы. Ведь сначала водой должна пропитаться земля, только потом начинается отдача и идет накопление воды в водохранилище.

— Как часто случаются подобные засухи?

— Маловодные годы повторяются регулярно — с интервалом в 5-7 лет. Последняя засуха была в 2014 году. Более того, в начале того засушливого летнего периода была остановлена работа насосной станции. Практически все лето водные ресурсы из водохранилища не использовались. В этом году мы пока еще по чуть-чуть, но берем воду. Сейчас работает малый насос, который качает в среднем 9,5 тысячи кубов воды в сутки.

— Именно из-за уменьшения объема поступающей воды из Неберджая и Пенайских водоисточников мы вынуждены перераспределять воду с Троицкого группового водопровода на весь город, — поясняет пресс-секретарь МУП «Водоканал» Михаил Рочев. — Пенайские водоисточники тоже сейчас находятся не в лучшем состоянии. В полноводные годы мы берем оттуда порядка 6-8 тысяч кубов в сутки, а сейчас всего 2 куба.

— Месяц назад мы обходили родники. Они еще давали немного воды для водохранилища, а две недели назад – уже пересохли, — дополняет Алла Грязнова.  

— Алла, сколько должен идти дождь, чтобы наполнить водохранилище?

— Если за основу взять тот ливень, который прошел на территории города 13 августа, то для наполнения водохранилища понадобится не один месяц. Ну, а если дождь будет идти непрерывно в течение суток, то может хватить и двух-трех суток.